Тревожность из-за тишины, бездействия - консультация психолога

Здравствуйте! У меня такая ситуация, что когда наступает гробовая тишина, то меня сразу накрывает тревожность и какой-то страх, особенно если это происходит при тусклом свете. Впервые я это заметила, когда мне было около 6 лет, в тот день мама читала мне книгу, но она показалась мне очень тревожной и страшной. После моего плача, мы сидели в полной тишине, при тусклом свете и без единого движения, эта обстановка вызвала у меня очень тревожное состояние, которое проявляется до сих пор. Чтобы избежать тишины, я всегда включаю что-нибудь на фон . Засыпать в тишине тоже не могу, перед сном включаю какое-нибудь видео (это пошло еще после того, как я в детсве, да бы не слышать родителей за стенкой, спала в наушниках, либо закрывала уши руками). Так же у меня наступает тревожность от простого расслабления/бездействия, я не могу просто в тишине без действия лежать со своим парнем, мне все время хочется что-то делать, чтобы избежать тревожности, вертеться/бороться, но просто лежать не могу, сразу накрывает страх. Из-за чего все это? Как с этим бороться
Роменская Жанна

Психолог
г. Ростов-на-Дону
Психоаналитическая терапия
Здравствуйте, Алина! Страх сам по себе полезный сигнал, он помогает избегать многих опасностей. Однако, если он вызывает невроз и мешает гармонично жить, то это требует тщательной работы. Распространённость страхов (фобий) у людей достаточно высока. Среди них есть, так называемая силенсофобия - патологическое нежелание оставаться в беззвучном пространстве. Причин этому состоянию несколько - для начала, современный люди с рождения практически никогда не находятся в тишине (фоновый режим транспорт, провода, приборы, соседи, в конце концов), и абсолютная тишина (ночью или в читальном зале) вызывает дискомфорт - невроз мегаполиса. В тишине человек не отвлекается на шум извне, а начинает чувствовать свой организм и фокусироваться на своих мыслях. Здесь вытекает другая причина силенсофобии - дело в том, что сама силенсофобия не является самостоятельным страхом, ее возникновение обусловлено другими, более глубинными фобиями: страх смерти, опасности, одиночества и т.д. Именно в полной тишине эти мысли осознаются ярче, а мозгу больше не на что отвлечься. Недаром Вы помните момент с книгой, тишина, в которой мама вас успокаивала, оказалась запечатленной (импринтинг, оказалось достаточно было одного яркого столкновения с ситуацией) в Вашей памяти как поведенческий акт с негативной окраской, потому что страх тогда не исчез. Теперь, когда Вы оказываетесь в тишине, я полагаю, Ваша психика достает из памяти именно это состояние и Вам становится не по себе снова и снова. Закрывали уши руками, чтобы не слышать родителей? На предыдущее усвоенное в 6 лет состояние, Вы получали новые и новые причины усиливать фобию до невроза навязчивых состояний, и теперь Вам хочется двигаться и ворочаться даже в ситуации объятий с парнем.
Помогать себе фоновым режимом - почему нет? Если это никому не мешает, а Вам помогает. Это как временный выход. Фобическое расстройство никуда не денется, поэтому рекомендую обратиться к психологу. Хорошо работают в этом случае техники НЛП, гипноз, телесно-ориентированная терапия.
Что можно сделать до похода к специалисту: есть такое упражнение - нужно взять лист бумаги, карандаши, ручки, краски (чем ярче, тем лучше) и нарисовать свой страх, со всеми подробностями. Затем положить лист на пол, встать на него ногами и топтать и разрывать на мелкие кусочки, обязательно проговаривая аффирмации - "Я смелая", "Я могу контролировать, что чувствую", "Я понимаю все, что чувствую и могу объяснить", "Мной не может руководить что-то нерациональное!", "Сейчас я уничтожаю свой страх, как надоедливую муху и не даю ему никаких шансов". Можно, кстати, и руками разорвать рисунок, но мои клиенты говорят, что ногами даже физическая усталость от этих действий влияет на впечатление.
Еще одно упражнение не совсем обычное, несмотря на то, что вокруг вас звенящая тишина, попробуйте начать улавливать фоновые звуки сами - биение сердца Вашего возлюбленного, звук ладони по коже, шорох одеяла, звук автомобиля за окном, как сопит Ваша кошка - вы увидите, что абсолютной тишины не бывает совсем, кроме в космосе) Просто вы не все звуки слышите. Делайте упражнение каждый раз, когда кажется, что оказались в тишине, и вскоре Ваш мозг поймет, что абсолютной тишины нет и нет причин для паники. Хорошо помогает ароматерапия, дыхание квадратом (на 4 счета вдох, на 4 задержка, на 4 выдох, на 4 задержка), избегайте информационного перенасыщения, если не можете что-то изменить, принимайте (что ж, пусть так и будет) и плавите по течению.
Пробуйте сами, обращайтесь к специалисту, верю, у Вас все получится!
С уважением, интимно-личностный и телесный психолог Жанна Роменская. Мои КОНТАКТЫ здесь и на официальном сайте https://donpodderzhka.tilda.ws/ Обращайтесь! 👉Один вопрос можно задать бесплатно в чате на моей странице здесь.
Манойло Татьяна
Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Ответ для: Алина
Здравствуйте, Алина) Как правильно отметила моя коллега, ваш случай - это фобия. Она корректируется с помощью психотерапии. Для самопомощи, пока не нашли своего специалиста, пробуйте техники схожие с медитацией. Например закрыть глаза на 30 секунд и прислушаться к окружению. Вычленить все звуки и назвать их. Так же может пригодиться навык физической чувствительности-постепенное направление внимания в разные части тела. И обязательно обратите внимание на ваш общий уровень стресса. Но для снижения интенсивности тревоги, конечно же лучше поработать с фобией целенаправленно. Может помочь даже не точечная, а просто регулярная психотерапия. (Это пример из моего личного опыта. Благодаря общему улучшению психического состояния, я снизила интенсивность арахнофобии, не работая с ней напрямую.) Надеюсь вы узнали, то что окажется для вас полезным. Удачи вам!
Майборода Станислав
Психолог
г. Москва
Позитивная психотерапия
Ответ для: Алина
Алина, бороться с этим можно повысив собственную эмоциональную устойчивость.
Люди которые подолгу медитируют в тишине, не эксперты в области отрешения от этого мира, а люди которые себя любят и пребывают в гармонии наедине со всем. Им собственно никто не нужен, чтобы пить этот сок блаженства.
Причины, которые это вызвали не так уж и важны. К примеру, критично ли вам если завтра будет дождь, а после завтра солнце? А если наоборот?
Так как же все-таки бороться с этим чувством? Вам нужно научиться слушать свои собственные ощущения, стать более чуткой к самой себе. Для этого, желательно днем, начинайте просто сидеть спокойно в углу где вы никому не мешаете. Поставьте таймер, и дайте себе слово пока 1 минута не истечет, кто бы меня не звал, хоть пусть комета будет лететь на Землю, я не пошевелюсь. Буду слушать эту тишину.
Добавляйте каждую неделю по минуте. Гарантирую, если вы сможете сидеть спокойно 10 минут не реагируя не на что, ваш эмоциональный фон изменится так, что вы мне что-то положительное напишите в ответ. Хорошего вечера, и до свидания...
Провожу консультации онлайн - учтиво и внимательно.