Рождение мамой младенца — большой стресс для старшего ребёнка. Если он сам ещё мал и несепарирован — это может спровоцировать регресс.
Скажем, уже отлученный от груди малыш — может снова просить грудь, «разучиться» хорошо говорить, самостоятельно есть и пр., — т.е. будет всячески демонстрировать маме, что он еще мал и тоже заслуживает всего того, чем мама так «предательски» одаривает теперь младенца.
И, конечно, у родителей не должно быть иллюзий по поводу чувств старшего малыша к младенцу. Даже если 3-летний ребёнок рьяно помогает маме — ей не следует слишком его за это поощрять. Ребенок лишь отчаянно ищет способы «снова понравиться маме», откликаясь на любые её поощрения в ущерб своим возможностям. Он заботится о младенце вовсе не из любви. Старший сиблинг ненавидит младшего и мечтает избавиться от надоедливого и шумного «конкурента», но видит, как мама довольна, когда он изображает для неё «заботливого старшего братика/сестричку» и соблазняется на эту непосильную роль.
Во многом эта ненависть ребёнком вытесняется — из страха наказания и окончательной утраты родительской любви: инстаграм переполнен роликами, где 2-летний ребёнок бьет младенца, а потом, видя реакцию мамы — путается и истошно плачет. Желание устранить конкурента за мамину любовь — нормальная тенденция для старшего малыша.
Еще одной типичной тенденцией становится соматизация: старший ребёнок начинает чаще болеть, ведь тогда мама вынужденно уделяет ему больше заботы и внимания, отвлекаясь от младенца.
Чтобы снизить эту тенденцию — маме нужно уделять внимание душевному состоянию старшего малыша. Не игнорировать и не обесценивать его «трагедию», «покупаясь» на усердное отыгрывание старшеньким «я так рад братику/сестричке». Если ребёнок жмётся к вам со словами «мне плохо» — не переводите вопрос сразу в плоскость болезни «что болит?» Спросите как именно ему плохо, уделите внимание именно душевным переживаниям, чтобы ему не нужно было предъявлять вам более «веское» ТЕЛЕСНОЕ доказательство своего страдания.