Скорее всего вам знакомо это чувство. Жгучая горечь, что у кого-то это есть, а у вас нет. Кто-то может наслаждаться желаемым вами объектом, а вы — нет. Кому-то — все, а кому-то — ничего. Кому-то — деньги, любовь, здоровые младенцы, друзья, путешествия и жизнь мечты, а вам — тревога, конфликты, чувство одиночества, непонимание с родными и партнерами, стагнация и очень сильное желание как-то из этого вырваться в тот светлый мир, в котором живет человек, которому вы завидуете.
В посте не будет о том, что у зависти есть положительные черты. Мол, зависть — это маркер того, чего вы на самом деле хотите. Нет. Если вы знакомы с чувством зависти, знаете насколько оно мучительно и что рационализация о пользе зависти не дает никакого ощутимого эффекта.
Пост будет непростым, морально подготовьтесь.
?Зависть с точки зрения Фрейдовских теорий
С позиции Фрейдизма мы завидуем не кому-то конкретному, а тому месту, на котором он находится. И место это называется — [возможность получать удовольствие]. Человек завидует не новой машине товарища, а тому удовольствию, которое этот товарищ получает от приобретенной машины.
Дай человеку такую машину и может случиться так, что он не будет знать что с ней делать, на что ее содержать, куда ее применять. Объект зависти — не машина, а место на котором обладателю [разрешено наслаждаться]: машиной или собой, который смог эту машину заиметь.
Подобная расстановка сил моментально отбрасывает к нужным вопросам: почему человеку нельзя получать удовольствие: веселиться с друзьями, чувствовать себя молодцом при достижении цели, получать внимание и одобрение от окружающих и пр.
?Зависть с точки зрения Кляйнианской теории
Мелани Кляйн, последовательница Фрейда, разработала теорию и плохих и хороших внутренних объектах. В очень упрощенном виде она будет звучать так: хорошие события и переживания человек интернализует (помещает внутрь себя) и они образуют [внутренний хороший объект], а плохие переживания расщепляются и формируют [внутренний плохой объект]
▪Пример того, как формируется внутренний плохой объект: например, у младенчика возникает желание получить от мамы порцию любви и внимания. Однако, если мама в депрессии, тревожная или невовлеченная в родительство, то потребность ребенка остается неудовлетворенной.
Чтобы справиться с чрезмерной для дитя фрустрацией в его психике происходит расщепление: часть, которая жаждет материнского внимания отщепляется и начинает восприниматься как плохая.
??»Мои желания слишком огромны и они могут разрушить мою мать, в которой я так нуждаюсь, поэтому лучше эти желания сдерживать.»
??»Чего-то хотеть очень опасно. Мама не справляется с моими желаниями и проявлениями»
Собственные агрессивные импульсы, направленные на мать также расщепляются, остаются внутри психики и затем проецируются во вне. Проекция во вне помогает сохранить Я от воздействия этих агрессивных аффектов. Собственные агрессивные импульсы приписываются другим людям и тем самым защищают Я от разрушения.
??»Это не я ненавижу свою мать, это другие ненавидят меня за то, что я плохой человек».
Формируются параноидные черты: кажется, что люди вокруг зло настроены, по злому смотрят, хотят причинить вред, унизить, подсидеть, избавиться. Хотя, на самом деле, эти проекции — результат невыраженной злости на те фигуры, которые чрезмерно фрустрировали в самом раннем детстве.
?Как психоанализ и психотерапия помогают справиться с завистью?
▪Если мы опираемся на Фрейдовскую модель, то тогда говорим о том, чтобы помочь человеку развить свое Я, встать на то место, где удовольствие разрешено. С новой позиции жизнь постепенно начинает восприниматься следующим образом:
?? «Я могу наслаждаться этой жизнью»,
??» Жизнь — это нечто приятное и интересное, а не жестокое и бессмысленное».
Человеку удается найти то, какому именно наслаждению он завидует и почему это наслаждение запрещено в его жизни. После проработки данного вопроса появляется возможность исследовать новые способы взаимодействия с миром. Зависть уходит, потому что найдена и возвращена способность получать удовольствие и наслаждаться. Больше не больно, потому что теперь «я сам так могу».
▪Если мы опираемся на Кляйнианскую модель, то говорим о так называемой установке хорошего объекта внутри психики у клиента. Хороший объект — это внутреннее ощущение себя хорошим и достаточным. При встрече со стрессовой ситуацией оно может звучать так:
?? «Ты справишься, все будет хорошо». При этом есть ощущение внутреннего ресурса, целостности. Будто я есть у самого себя.
Бывшие некогда объекты для зависти больше не разрушают слабое и истощенное Я, которое было лишено контейнирования, позитивного отзеркаливания, поддержки.
Это достигается за счет того, что постепенно «внутренние плохие объекты» вкладываются в аналитика и контейнируются им. Происходит процесс освобождения от «плохого» и наполнения опытом принятия и поддержки, которые формируют хороший объект.
?Если описать анализ совсем простыми словами: человек получает опыт отношений, которых у него никогда не было и этот опыт меняет очень многое в его жизни. Не только освобождает от зависти.
Справиться с мучительным чувством зависти, которое осуждается и обществом, и самим человеком — возможно. Смотреть спокойно и легко на некогда возбуждавшие жгучую зависть объекты — возможно. Этот процесс потребует глубокой внутренней работы, но опыт показывает, что оно того стоит.