Размещаю статью опубликованную в журнале «Диалог» № 2, 2023 года.
Аннотация. В статье проводится анализ суицидального поведения в подростковом возрасте с позиции экзистенциального направления в психологическом консультировании. Данное направление в рамках статьи представляется основываясь на проникновении онтологического опыта в онтический модус существования. Суицидальное поведение рассматривается через призму чуткости к онтологическим данностям и невозможности со-бытия с ними. Антисуицидальные факторы определяются как понимание сущности и существования (экзистенциал заботы), через парадоксальные вызовы неразрешимых вопросов в четырех измерениях существования (физическое, личное, социальное и духовное).
Введение. Понятие подросткового суицида.
Всемирная организация здравоохранения определяет подростковый возраст в границах от 10 до 19 лет. Разделяя этот период на 3 этапа – ранний (с 10 до 13), средний (с 14 до 16) и поздний (с 17 до 19) [1]. ВОЗ в пресс-релизе 2017 года [2] обозначил суицид как ведущую или вторую по значимости причину смерти подростков в Европе и Юго-Восточной Азии. Так же ВОЗ утверждает, что количество суицидальных попыток возрастает с 14 лет.
В подростковом возрасте большинство трудностей связаны с вопросом «Кто я?», и суицидальный риск не может быть исключением из этого правила, бытийные вызовы являются угрозой для фиксированных структурных моделей взаимодействия самости подростка и окружающего мирамира отношений (или седиментация) [3, с.65]. Седиментации позволяют формировать и поддерживать смысл жизни человека, а также представления о постоянстве. Однако, если эти модели ставятся под сомнение бытийными вызовами (или пограничными ситуациями) и не могут быть реализованными возникает основа для страдания. И в рамках данной статьи предлагается рассмотреть те вызовы и парадоксы, которые могут воздействовать на седиментации, что в дальнейшем может повлиять на возникновение суицидального риска у подростка как крайне деструктивного проявления последствий встречи с пограничной ситуацией
Экзистенциальное консультирование. Важнейшие понятия и их применение в психологической помощи подросткам, переживающим кризис.
Для достижения цели анализ аспектов суицидального поведения подростков будет проводиться с позиции теории и практики экзистенциальной модели консультирования. Данное направление консультирования берет свои истоки из идей в философии, получивших наибольшее развитие в начале и середине XXв. а также терапевтической практики, возникшей приблизительно в это же время. По мнению авторов, подобный подход позволяет разрешить противоречие, возникшее в отечественной суицидологии что первично: ситуация в которой оказался человек либо личностные диспозиции ведущие к суицидальному поведению? Экзистенциальная перспектива позволяет утверждать, что как ситуация, так и человек – равноисходны. Невозможно представить уникальность личности без событий и событий без уникальной личности.
Для дальнейшего определения суицидального поведения через призму экзистенциального направления необходимо определить основные понятия и цели экзистенциального подхода в консультировании.
Р. Мэй утверждал, что экзистенциальный подход может считаться таковым, если затрагивает вопросы вины, тревоги, воли и целостности Эго [4, с. 9 ].
И. Ялом: экзистенциальная терапия – это динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума [5, с. 5-7 ]. Динамика личности в данном случае достигается благодаря конфликту, обусловленному конфронтацией индивидуума с данностями существования (Смерть, изоляция, свобода, бессмысленность).
А. Лэнгле сводит экзистенциальный анализ к четырем вопросам (или фундаментальным мотивациям): 1. вопрос Бытия‑в‑мире,2. вопрос ценности жизни, 3. вопрос оправдания Собственного Я, 4. вопрос смысла экзистенции.
Э. Ван Доцен: экзистенциальная терапия и консультирование предполагают, что мы вступаем в соприкосновение с основными жизненными дилеммами. В фокусе экзистенциального подхода находится прояснение взглядов человека на саму жизнь и на то, как он живет. Исходным положением экзистенциальной терапии является возможность создания смысла жизни и потребность человека в некоторой постоянной структуре, с которой он может сверяться.
Э. Спинелли: экзистенциальный подход рассматривает личность в большей степени как процесс взаимоотношений с конкретным другим или другими, а также тех изменений, что присущи данным взаимоотношениям.
К. Шнайдер определяет экзистенциальный подход через настройку на субъективный опыт клиента и его способы бытия, понимание личностных смыслов относительно бытия, свободы становления, учитывая собственные ограничения и ответственность за то, кем он стал.
Следует заметить, что представленные определения экзистенциального подхода несут в себе широкий спектр разнообразных целей и проблем. И в этом нет ничего противоестественного: подход выстраивается на философских идеях, которые создают пространство для дальнейших интерпретаций основных принципов консультирования. Кроме того, подход опирается на феноменологический метод, цель которого описание уникальных феноменов, без категоризации и опоры на собственные ранее сформированные представления. Однако у всех экзистенциальных подходов мы можем выделить общие обоснования:
- Соотношение понятий «онтологическое» и «онтическое». Под онтологическим следует понимать универсальные аспекты Бытия, т.е те аспекты, что человеку невозможно преодолеть или избежать. Любая попытка их избегания является самообманом (здесь и далее мы будем пользоваться терминологией Ж. П. Сартра, для описания попыток человека не входить в конфронтацию с данностями бытия) [6, с. 73-78]. Сферой онтического являются конкретные характеристики и/или уникальные черты каждого человека или каждого индивидуального существа, в которых выражен любой универсальный аспект [7, с. 185-187]. Так, примером онтологического измерения могут выступать экзистенциальные данности по И. Ялому, а онтической полярностью вступает уникальное и индивидуальное преломление экзистенциальных данностей через 4 измерения существования человека (Э. Ван Дорцен)
- Значимость отношений или бытия-с-другим. Человек так или иначе включен в социальные процессы, которые имеют влияние на конкретного человека, так и человек имеет влияние на социальные процессы.
- Забота как интегрирующий экзистенциал. Присутствие в собственной жизни, смысл, ответственность, фундаментальные мотивации и факторы стрессоустойчивости можно описать как частные примеры заботы.
- Тревога как точка соприкосновения онтологического и онтического. Только в силу своей чуткости к онтологическому человек становится открыт для воздействия данностей сталкиваясь с тревогой как возможностью обратить свою заботу к бытию или уйти в самообман.
- Предположение об особой чуткости или открытости вопросам онтологического измерения [8, с. 161-187] определенными людьми и/или в определенных обстоятельствах, что делает их уязвимыми перед этими вопросами.
Последние два пункта имеют подтверждение в работах Р.Лэнга через понятие «онтологическая небезопасность» [9, с. 68]. Суть сводится к тому, что негативный детский опыт вызывает тройную угрозу в жизни человека: поглощение (или страх утраты автономии, убеждение, что кто-то захватит власть над жизнью), насильственное вторжение (окружающий мир опасен и может принести вред) и оцепенение (или отказ от реальности и изоляция).
Описанные выше пункты справедливы и в плане суицидальной направленности в подростковом возрасте. Далее нами будет приведено описание причин и личностных диспозиций, которые так или иначе отсылают на проживание экзистенциальных переменных в структуре суицидального поведения. Для этого необходимо провести попытку систематизации существующих идей экзистенциального подхода. Человек существует в окружении экзистенциальных данностей (например, по классификации И. Ялома — смерть, изоляция, бессмысленность и свобода), сталкивается с ними в четырех бытийных измерениях (Э. Ван Дорцен) и в этом столкновении либо избегает их, либо встречается с ними (в дальнейшем забота). И опираясь на озвученных выше авторов приведем краткое описание данностей:
Смерть. Факт конечности жизни вызывает внутреннее напряжение. Вероятно, что вся активность в жизни человека – это способ разрядки этого напряжения.
Свобода. Представляет собой отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом деле индивид несет полную ответственность за свой мир – иначе говоря, сам является его творцом.
Экзистенциальная изоляция. Потребность в контакте, защите и/или принадлежности к большему целому может вызывать конфликт с данностью изоляции.
Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире.
Экзистенциальные данности являются частным примером онтологической плоскости или глобальным и всеобщим неразрешимым вызовом человеческой жизни. Сталкиваясь с этими вызовами, человек (и особенно в подростковом возрасте) испытывает ту или иную степень страдания если имеет высокую степень чуткости к определенной данности (или их набору). Эти данности занимают собой пространство человеческих отношений, так или иначе оказывая влияние как на самого человека, так и на его окружение.
Онтическое измерение протекает в четырех измерениях (согласно идеям, Э. Ван Дорцен), в которых человек себя описывает и проявляет. Далее будет приведено описание измерений и тех феноменов, что характерны этому измерению и одновременно описывают суицидальный риск в подросковом возрасте [10]:
— Мир физический описывает природный мир в его физическом, биологическом измерении, где люди склонны действовать согласно инстинктам. Это измерение включает в себя целостное осознание полного спектра физических ощущений, имеющих как внутренние, так и внешние источники. Образ тела, способность бороться с болезнями, сила и слабость, отношение к пище и деторождению — все это составные части конкретного природного мира клиента.
Встреча с онтологическим модусом выражается в непринятии собственной телесности, самоповреждении, делинквентном поведении (как способ проживания чувства вины), употреблении алкоголя или ПАВ, низкая способность совладания с трудностями.
— Мир социальный описывает общественный мир с его социальным измерением человеческих взаимоотношений, в котором человек, вероятно, следует изученной, культурной манере. Основными противоречиями в рамках этого измерения выступают: доминирование и подчинение, принятие и отвержение, любовь и ненависть, схожесть и различность.
Основными последствиями взаимодействия подростка с экзистенциальными данностями для этого измерения являются: потеря контактов, переживание одиночества, невозможность адаптироваться в процессе утраты близких или развода родителей, страх наказания, реакция на любовные неудачи, трудности в прямых коммуникациях, идентификация с другим, не отвечающим на эмоциональные потребности, отказ от ранних интересов, появление романтизированного образа суицида, конфликтность. Склонность к экстремальным формам поведения.
— Мир личный описывает чувства, мысли, характерные черты, идеи, стремления. Те, кто серьезно озабочен проблемами своего личного мира, могут особо выделять конкретные сильные и слабые стороны своего характера и личности, которые они рассматривают как важные.
Встреча с онтологическим модусом выражается в субъективной истории потерь и неудач, ригидном, тоннельном и/или черно-белом мышлении, обращении на себя импульсов гнева по отношению к другим, чувстве беспомощности и безнадежности, переживании психологической боли, чувстве вины, а также тревоге, обиде, демонстративности, неуверенности в себе/низкой самооценке.
— Мир духовный описывает верования, стремления, ценности и осмысление своего существования. В этом измерении люди создают значение для самих себя и придают смысл вещам. Прояснение личного способа взаимодействия с духовным измерением состоит в том, чтобы выявить существующие у человека личные взгляды на жизнь. Понять идеальный мир человека — значит осмыслить, как этот человек создает представление о мире, ради чего он живет.
Основными последствиями взаимодействия подростка с экзистенциальными данностями для этого измерения являются утрата жизненных планов, смыслов жизни, ведущих ценностей (особенно связанных с присутствием и близостью), неспособность к спонтанности и творчеству, страх перемен и отсутствие образа будущего.
Все 4 измерения бытия в равноисходных отношениях, их границы проницаемы, как и границы с экзистенциальными данностями. Например, подросток может испытывать в отдельных случаях страх отчуждения как на уровне физическом (непринятие собственной телесности, непонимание собственного тела с его возможностями или ограничениями, проживание утраты отдельных функций тела), так и на социальном (испытывать непринятие других, либо чувствовать, что сам неприятен окружающим людям, переживать утрату отношений), как на личностном (не принимать свои качества, избегать воспоминаний о каком-либо промежутке своей жизни, отказ от определенных чувств), так и на духовном («отрешенность» от собственных ценностей, утрата смысла жизни, внутренний «запрет» на мечту, и т.д). Либо проживать встречу с данностями на всех четырех измерениях. У подростка чуткого к экзистенциальным данностям без направленной заботы возникают вышеописанные трудности в каждом из измерений, которые в дальнейшем могут вызывать суицидоопасные состояния.
Встреча онтологического и онтического происходит через тревогу (Angst). Тревога выступает как окно из онтического в онтологическое, а также является сигналом бытия на перемены в жизни. Для части людей характерна открытость к экзистенциальным данностям, которая делает их чуткими к неразрешимым темам, что несут в себе данности онтологического измерения, что, в свою очередь, приносит эмоциональную боль как невозможность быть в диалоге с тревогой. Исходя из этого, можно предположить, что суицидальное поведение является попыткой избежать встречи с данностями и всего опыта, что она несет.
Так возникает своего рода пограничная ситуация или внутренний конфликт, в котором нет возможности определенности. По этой причине у подростков в большинстве случаев амбивалентное отношение к жизни и смерти. Это можно определить по фазам, которые можно свести к одному конкретному метапосланию: «Я не ищу смерти в попытках суицида. Я не хочу жить так, как живу сейчас, но как это делать иначе, я не знаю». И важнейшими вопросами здесь становится, почему у части людей есть открытость к этим противоречивым, неразрешимым темам, а у другой части не возникает открытости даже в кризисных ситуациях? Как жить тем, кто чуток к онтологическому измерению, учитывая неразрешимость этих тем?
Одним из возможных ответов на эти вопросы авторы видят в экзистенциале описанном М. Хайдеггером как забота. Забота является укорененностью в мире, она всегда отношение к собственному бытию. Одним из определений заботы можно выделить целостное проживание собственного существования, характеризующееся соединением временной перспективы (прошлое, настоящее, будущее). Такое единство времени и, особенно, представление о будущем позволяет заботе забегать вперед, опережая себя. Таким образом, человек выбирает себя как свою возможность. И для выбора здесь важна решимость [11, с. 54-55]. При этих условиях забота ставит вопросы: «какой я по отношению к вещам и людям?», «как это выражается во мне?»
На практическом уровне под заботой можно понимать отказ от сравнений и усреднений, что может выливаться в стратегии совладания со стрессом, жизнестойкости и самосострадании. Развитость этих качеств может быть полезна при встрече с экзистенциальными данностями, а также находить дальнейшие возможности для со-существования с бессмысленным миром, в котором возможна смерть, в который мы были вброшены в полном одиночестве совершая собственные жизненные выборы. Или иными словами – найти смысл в бессмысленности и найти ради чего жить несмотря на все проблемы и лишения.
Другой вариант ответа на вызовы данностей – самообман. Понятие схожее с механизмами избегание, отрицание и вытеснение. Если попробовать дать краткое описание этого термина, то это отождествление с прошлым или с определённой ролью чтобы избежать встречи с открывшимися видами из окна тревоги во внутренний дворик онтологического. В отличие от терминологии З. Фрейда, самообман подразумевает сознательный отказ от страдания. Эта стратегия может носить длительный характер, но обречена на поражение: не существует возможности избежать полностью онтологическое.
Схожая проблематика открытости к экзистенциальным данностям и невозможности уйти в самообман была описана в флюидной теории самоубийства [12, с. 53 — 54], а также в рамках Dasein-аналитического подхода А. Холцхей-Кунц [8, с. 150 — 160]. Отметим, что касается флюидной теории самоубийства M.D. Rudd, внимание в формировании суицидального поведения направляется на отсутствие позитивных копингов, единство иррациональных убеждений с негативными переживаниями/поведением и цикличность суицидальных проявлений – все это сводится к понятию уязвимость к суицидальному риску. Однако не раскрывается, что может стоять за такой уязвимостью – например, экзистенциальные данности.
Что касается Dasein-аналитического подхода, то здесь раскрывается механизм соприкосновения страдания и онтологического измерения: например, автор выделяет что желание собственной смерти выстраивается на основе поворачивания бытия-к-смерти и трудностей, связанных с чуткостью к данному бытийному измерению. Здесь же не рассматриваются возрастные особенности клиентов.
Описанная нами попытка систематизации экзистенциальных данностей и измерений существования отображена графически в рис.1. Для простоты описания далее схема будет описываться как «глаз бытия».
Рис.1. «глаз бытия»
Теперь же, описав проблематику подросткового суицида и составив приблизительную схему существования человека, попробуем перейти к описанию тех вероятных путей, по которым страдание для подростка может стать проблемой несоизмеримой с жизнью.
Неразрешимые вечные вопросы соприкосновения онтологического и онтического.
В рамках каждого измерения важно отметить, как подросток сталкивается с теми или иными экзистенциальными данностями. Те вопросы, с которыми подросток сталкивается и на которые не может найти самостоятельного ответа представлены в таблице 1. Также в таблице отражены парадоксы, вызванные тем или иным измерением. Отметим, что представленные вопросы не являются опросником для консультации, а являются, скорее, точками опоры для консультанта, проблемным полем, в котором может находиться подросток, являясь философом поневоле [8].
Таблица 1. Парадоксы и вызовы в жизни подростка
Бессмысленность | Свобода | Изоляция | Смерть | |
Мир физический
Жизнь/смерть Удовольствие/Боль Здоровье/Болезнь Гармония/хаос |
Какие смыслы я вкладываю в свое тело?
Чего я могу/не могу достигнуть благодаря телу? Как на меня влияет время? Могу ли я что-то сделать с пространством вокруг себя? |
Могу ли я себя выражать через внешность?
Может ли мое тело быть полем для проявления внутреннего бунта? Как вешние обстоятельства влияют на мое отношение ко времени? На сколько оно свободно? |
Что я перестал принимать в собственном теле?
Что я в нем никогда не принимал? Что я вообще знаю о своем теле? Потеря каких функций тела для меня катастрофична? Какие у тела есть возможности и ограничения? Как время и пространство влияет на чувство отчужденности? |
Может ли мое тело преодолеть смерть?
Что я буду ощущать после смерти? Могу ли я жить в этом теле? Чем мое тело хуже смерти? Как часто я сталкиваюсь со смертью? Возможна ли гармония в отношениях с моими телом? |
Мир личный
Идентичность/ свобода Перфекционизм/несовершенство Целостность/дезинтеграция Уверенность/Замешательство |
Кто я?
Какой смысл имеет моя жизнь? Что мне важно? Что я о себе думаю? Что я к себе чувствую? Как я себя оцениваю? |
На что я имею право?
Что я чувствую к свободе? Что я о ней думаю? Могу ли я себе это разрешить? К каким последствиям приведет моя жизнь? |
Как я чувствую себя одиноким?
Какие мысли вызывает у меня одиночество? Могу ли я совладать с одиночеством? Что меня делает одиноким? Что я думаю об одиночестве? |
Что я знаю о смерти?
Что я чувствую по отношению к ней? Что я думаю о смерти? От чего меня освободит смерть? Как смерть относится к моей жизни? |
Мир социальный
Любовь/ненависть Доминирование/парадоксы Принятие/отвержение Принадлежность/изоляция |
Имеют ли ценность отношения?
Значимы ли для меня люди вокруг? Какой я в глазах других? |
Могу ли я позволить себе какие-либо отношения?
Какие возможности ограничат эти отношения? Как я их буду реализовывать? Как я справлюсь с завершением отношений? |
Нужны ли мне другие люди?
Нужен ли я другим? Ощущают ли мое присутствие другие? |
На чем будут концентрироваться другие, если меня не станет?
На чем буду концентрироваться, если не станет других людей в моей жизни? |
Мир духовный
Добро/зло Истина/Ложь Смысл/бесполезно Правильно/неправильно |
Имеют ли смысл мои цели, мечты, смыслы и ценности?
Что их может обесценить? Что изменится в моей жизни, если я их реализую? |
Кто или что запрещает мне реализовывать смыслы, ценности. Планы и мечты?
Чем опасна для меня реализация? |
Чего мне не хватает в моих ценностях, смыслах жизни, планах и мечтах?
Могу ли я реализовываться в тотальном одиночестве? Насколько мне не хватает человека который помог появиться моим планам, мечтам, смыслам и ценностям? |
Какие мои цели, смысли жизни, ценности уже похоронены?
Что отбирает у меня возможность реализоваться? |
Забота как возможность присутствия в собственной жизни
Тревога подсвечивает куда важно направить заботу, в каком измерении открылось окно тревоги в экзистенциальные данности (или онтологическую плоскость) где произошла встреча с этим онтологическим содержанием. И такая встреча через заботливое участие к бытию будет полезна, ведь может привести к большему пониманию и принятию своих возможностей и ограничений как уязвимого экзистенциальным данностям, а также раскроет новые, неизвестные или нераскрытые ранее смыслы. Это тот аспект, который консультант может помочь актуализировать клиенту.
Что будет ориентиром в плане того, раскрываем ли мы с подростком его заботу? Самым честным ответом здесь будет, что забота созидательна, трансценденциальна (т.е позволяет выйти человеку за собственные пределы возможностей и посмотреть на модус будущего невзирая на тревогу) и поэтому затруднительна [13, с. 79-101].
Категории, которые могут быть описаны как частные проявления заботы: жизнестойкость, принятие, пристутствие, диалог, позитивные копинги, воля к смыслу, фундаментальные мотивации, самосострадание. К сожалению, формат статьи не позволяет раскрыть все эти понятия в полной мере, однако важно отметить, что эти переменные позволяют заменить вопрос подростка «Зачем жить в условиях онтологических данностей?» на вопрос «Как жить в условиях онтологических данностей?». В поиске ответов на этот вопрос, модифицирующий вопросы 4-х измерений и склоняющий амбивалентное отношение к стороне жизни, психолог становится попутчиком для клиента-подростка на его пути к самопрояснению – так происходит создание осмысленной и действенной установки по отношению к самому себе и окружающему миру. И направляя заботу к тому или иному измерению можно найти те основания, что помогут укорениться в собственном бытии [14, с. 205-206]:
— Жизнь в полную силу;
— Сила и стойкость;
— Понимать и быть понятым;
— Нахождение определенных жизненных принципов и ценностей.
Важно отметить, что эти основания не являются разрешением всех онтологических вызовов, но являются возможностью быть более устойчивым перед их лицом. Забота наполненная основаниями, соприкасаясь с экзистенциальными данностями, приводит к пониманию значения прошлого или будущего события, которое направляет к решению, выходящему за пределы вопросов ставящих под сомнение собственное бытие, и позволяет видеть себя во всем многообразии собственных возможностей.
Выход к таким основаниям возможен, если существуют ориентиры на онтическом уровне. Авторы предлагают в таблице 2 предлагают следующие:
Таблица 2. Ориентиры заботы
Физическое измерение:
1. Понимание телесных проявлений собственных эмоций. 2. Нахождение увлечений или стремлений, которые позволяют выразить эти эмоции. 3. Воссоздание привычного до кризисного периода режима дня. 4. Создание безопасности в окружающем пространстве (например, защита от насилия). |
Личностное измерение:
1. Понимание и принятие своих эмоций. 2. Отслеживание собственных седиментаций, вызывающих страдание. 3. Отношение к себе с позиции самосострадания, а не критики. 4. Воля – как возможность отказаться от саморазрушения 5. Развитие жизнестойкости. |
Социальное измерение:
1. Понимание своих способов бытия-с-другим. 2. Распознавание и укрепление сети поддержки (понимание с кем безопасно самораскрытие, кто может поддерживать и заботиться). 3. Самораскрытие мыслей, чувств и проблем перед безопасной сетью поддержки без самообвинений. 4. Понимание, какие отношения являются разрушающими. Предоставление себе выбора, чью рефлексию/критику принимать. |
Духовное:
1. Интеграция картины мира (единство прошлого, настоящего и будущего). 2. Принятие как жизненного урока или возможности кризис/стресс. 3. Созидание ценностей, смыслов, целей, планов и фантазий вместо разрушения. 4. Рассматривать проблему в контексте жизни, а не жизнь в контексте проблемы. |
Заключение
Рассмотрев предположение о связи экзистенциальных данностей, заботы и измерений бытия подростка с суицидальным поведением можно отметить, что суицидоопасные тенденции связаны чуткостью к онтологическому модусу, отражаясь на внутреннем мире через призму тревоги. Иными словами проблемы, ведущие к аутодеструкции, являются проекцией экзистенциальных данностей в четырех измерениях: мир физический, мир социальный, мир личный и мир духовный наполняются негативным содержанием, не позволяющем сосредоточиться на повседневности и заставляют совершить разворот бытия-к-смерти.
Забота, реализуемая в различных формах, может быть полезной в столкновении с онтологическими данностями, позволяя создать ориентиры и основания в индивидуальной жизни.
Экзистенциальная модель может быть полезна в профилактике суицидального риска, а также в организации психологической помощи подросткам с суицидальными намерениями. Предполагается, что в дальнейшем будет описан данный теоретический конструкт с точки зрения практических навыков педагога-психолога, а также техник применяемых в консультировании.
Литература:
- Сайт ООН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/esa/population/cpd/cpd2012/cpd45.htm. – Дата доступа: 27.01.2023.
- Глобальный веб-сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/news/item/16-05-2017-more-than-1-2-million-adolescents-die-every-year-nearly-all-preventable. – Дата доступа: 03.02.2023.
- Спинелли, Э. Зеркало и молоток: Вызовы ортодоксальному психотерапевтическому мышлению / Э. Спинелли. – Минск : И.П.Логвинов, 2009. – 216 с.
- Теория и практика экзистенциальной психологии / Р. Мэй [и др.]. – Москва : ИОИ, 2018. – 336 с.
- Ялом, И Экзистенциальная психотерапия / И Ялом. – Москва : класс, 2019. – 576 с.
- Ван Дорцен, Э. Повседневные тайны / Э. Ван Дорцен. – Москва : ИОИ, 2019. – 446 с.
- Роблес, Яки Андрес Мартинес Экзистенциальная философия для психотерапевтов. / Яки Андрес Мартинес Роблес. – Москва : ИОИ, 2019. – 404 с.
- Хольцхей-Кунц, А. Страдание из-за собственного бытия. Дазайн-анализ и задача герменевтики психопатологических феноменов / А. Хольцхей-Кунц. – Вильнюс : Логвинов, 2016. – 312 с.
- Ван Дорцен, Э. Парадокс и страсть в психотерапии / Э. Ван Дорцен. – Москва : ИОИ, 2017. – 392 с.
- Профилактика юношеского суицида : пособие для педагогов-психологов и педагогов социал. учреждений общего сред., профессионально-техн., сред.специал. образования, социально-педагог. учреждений / Г.А. Бутрим [и др.]. – Минск : Пачатковая школа, 2013. – 400 с.
- Летуновский, В.В. В поисках настоящего. Экзистенциальная терапия и экзистенциальный анализ / В.В. Летуновский. – Москва : КТК Галактика, 2021. – 318 с.
- Брайан, К.Дж. Когнитивно-поведенческая терапия для предотвращения суицида / К.Дж. Брайан, М.Д. Радд. – Киев : Диалектика, 2021. – 466 с.
- Гришина, Н.В. Экзистенциальная психология: учебник / Н.В. Гришина. – СПб : Изд-во С.Петерб. ун-та, 2018. – 494 с.
- Ван Дорцен, Э. Психотерапия и поиски счастья / Э. Ван Дорцен. – Москва : ИОИ, 2017. – 296 с.