<<< Все статьи психологов
Антропова Татьяна Автор: Антропова Татьяна
7 марта 2022 г.
2020

Свидетели насилия – что я могу?

насилие
Свидетели насилия – что я могу?
В свете безумия, которое сейчас происходит в мире мы все находимся в свободном падении – и невозможно сориентироваться и понять, как дальше жить и действовать

В свете безумия, которое сейчас происходит в мире мы все находимся в свободном падении – и невозможно сориентироваться и понять, как дальше жить и действовать. Страх превращается в агрессию со всех сторон и прорывается злобными выплесками. Многие в мире стыдят всех русских. Рвутся выстроенные дружеские и деловые связи. Шок, боль перемежается с состоянием растерянности, дезориентации. В замешательстве мы не можем никуда двигаться, и виним на себя за это. Виним, ненавидим тех, кто в нашем представлении несет ответственность за это. Испытываем стыд перед теми, кто оказался в зоне боевых действий.

Такая ситуация вызывает защитную реакцию замирания, остановки. У животных она выглядит как «притвориться мертвым». На ее поддержание требуется очень много энергии, хотя человек чувствует себя бессильным. А в глазах окружающих – казаться заторможенным, бесчувственным, непробиваемо невозмутимым.

Опасно оцепенеть в замирании. Потому что это очень напряженная позиция. Ресурсы уходят на то, чтобы удержаться «на месте», в своем уме. К сожалению, для некоторых это означает держаться и биться с пеной у рта за ту или иную «правду», одностороннюю версию происходящего.

Защитные реакции естественны и функциональны, когда они носят временный, ситуативный характер. Если же человек в них зависает, они теряют свою полезную функцию. Подобно одновременному нажатию педали газа и тормоза в автомобиле, это приводит к весьма неприятным последствиям.

Для чего нашему организму нужна остановка, замирание?

Она дает исполнительной части мозга пространство для более объективной оценки ситуации в условиях неопределенности, резких изменений. Когда защитная реакция замирания выполняет свою функцию, человек находится в состоянии «внимательной неподвижности». Основные ресурсы расходуются на максимально широкое восприятие, чувствование, исследование того, что есть.

Это состояние «внимательной неподвижности» принципиально отличается от оцепенения. Хотя, со стороны два человека (один во «внимательной неподвижности» и другой – в оцепенении) могут выглядеть одинаково. Но они в разных состояниях, заняты абсолютно непохожими внутренними процессами:

Один — в оцепенении занят тем, чтобы сохранить, удержать статус-кво. В том числе с помощью игнорирования от выбивающей из статус-кво информации, чтобы не было необходимости ее переживать и возможно корректировать свое отношение. То есть пребывает в омертвелом «туннельном состоянии».

Другой – стремиться максимально эффективно воспользоваться защитой остановки, чтобы со ориентироваться в этом новом, неожиданном через «внимательную неподвижность».

Итак, когда нечто резко для нас меняется, мы сталкиваемся с чем-то новым и пугающим, мы испытываем растерянность, дезориентацию. Автоматически срабатывает защитная реакция остановки, замирания. Мы можем оцепенеть в «туннельном состоянии». Или же использовать возникновение реакции замирания как сигнал о том, что сейчас важно переключиться с внешней активности на внутреннюю для того, чтобы вновь обрести способность ориентации в себе и в мире. Как это сделать?

  • Первое, что нужно — дать себе право переживать сложные чувства, связанные с «военной спецоперацией». Именно из чувств мы получаем информацию о произошедшем. О проживании сложных чувств послушайте аудиотреки «как не утонуть в болоте переживаний», «6 практик для стрессоустойчивости» здесь https://t.me/AntropovaPro.
  • Второе – постарайтесь отрефлексировать свои переживания, обдумать, чтобы перейти к необходимым действиям. Получить детальную ясность «Что именно для меня поменялось и как?» и освоиться с этими изменениями, сформировать личное к ним отношение может помочь ведение дневника.

Писать личный дневник стоит для восстановления собственного голоса, права описывать свою жизнь, чтобы вернуть себе состояния автора жизни, способного так или иначе относиться к происходящему, занимать позицию по отношению к этому.

Чтобы не тонуть в переживаниях, выделяйте 20 минут на подробное описание того, что вы чувствуете и думаете. Поставьте себе задачу писать не только о плохом, но и о хорошем, сколь бы ничтожным это хорошее не казалось. Что порадовало в этот день, что утешало, где просвет, где люди показали себя с лучшей стороны. Где я сам проявился молодцом (сделал, додумался, удержался от чего-то, помог и т.п.).

После такого проживания, переработки эмоций и впечатлений вы будете готовы экологично говорить с другими. Возможно, у вас получиться вернуть энергию из переживаний в оборот жизни, и вы будете в ресурсе, чтобы присоединиться к деятельности волонтерских организаций. Это хороший способ не цепенеть в эгоцентричном страхе и не чувствовать себя бессильным в полной изоляции от происходящего. Ведь жизнь собирается вокруг того, во что мы продолжаем, несмотря ни на что, вкладывать силы.

Война —  стихия бессилия и насилия.
Сейчас кто-то находятся в ситуации опасности для жизни, потому что по ним стреляют. Кто-то находятся в ситуации опасности, потому что за их позицию их могут лишить здоровья, свободы.

Как говорить вторым с первыми, теми кто в бомбоубежищах?

Люди бомбоубежищах испытывают сильные страх и тревогу, беспомощность, злость, ненависть, эмоциональное опустошение, дереализацию, дезориентацию в пространстве и времени, мышечное напряжение, спазмы, боли, сильную физическую слабость и т.д.  И чем дольше люди находятся в зоне военных действий, тем тяжелее их состояние.

Что можно сделать?

  1. Оставайтесь на связи. Человеку в зоне военных действий важно понимать, что есть люди, которым не все равно, кто готов и может поддержать.
  2. Просто слушайте: дайте возможность выплеснуть свои эмоции, выговориться.
  3. Говорите спокойным голосом, используя слова поддержки «я рядом, ты большой молодец, я люблю тебя, я на связи в любое время». Повторяйте за человеком его слова, выражающие его переживания. Выражайте свои чувства по отношению к нему «я чувствую, как тебе больно, страшно… горжусь тобой…»
  4. Тактично напоминайте о приеме лекарств, задавайте конкретные вопросы «удалось ли поспать, поесть?».
  5. Не спорьте. Не говорите «понимаю, у нас тоже такой кошмар…». Не давайте советов. Не задавайте пустых вопросов «как ты?»

Мы, по эту сторону бомбоубежищ – свидетели насилия. И это долгая история. Поэтому экономно расходуйте силы, заботьтесь о восстановлении. Не обесценивайте переживания — ни свои, ни других. Сохраняйте социальные связи, разговаривайте, поддерживайте друг друга.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен