Термин «гештальт» давно вошёл в современную жизнь, его используют все кому не лень – психологи, артисты, спортсмены, политики, блоггеры. Фраза: «закрой гештальт, дует сильно», означает на обычном языке чаще всего то, что собеседнику советуют закончить какое-то важное дело, незавершённость которого его очень беспокоит.
Не всё, однако, в гештальт-терапии сводится к завершению каких-то дел, принципы и методология гештальта довольно разнообразны и основаны на своих базовых понятиях. Поэтому, попробуем вместе разобраться откуда взялась, как развивалась и по каким ещё механизмам работает гештальт-терапия.
Гештальт-терапия (нем. Gestalt – целостный образ, личность, форма, структура) — практическое направление в психотерапии, интегрировавшее представления восточной философии, психоанализа, психодрамы, психодинамической, экзистенциальной и когнитивно-поведенческой терапии, и проводимое экспериментально-феноменологическими методами.
Успешно применяется при терапии тревожных, фобических, депрессивных, психогенных, посттравматических, психосоматических расстройств и в работе с широким спектром внутренних и межличностных конфликтов.
Современная гештальт-терапия, опирается на принципы феноменологии и теории поля, интегрирует представления разных направлений, отличается большим разнообразием школ и методик, но везде личность рассматривается как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою, в котором функционируют три важных компонента:
Id — совокупность телесных и эмоциональных процессов;
Personality — совокупность процессов мнестической и мыслительной деятельности;
Ego — функция выбора и принятия решения, активизируется при необходимости.
Усилия терапевта и пациента во многом должны быть направлены на оптимизацию деятельности и взаимную интеграцию этих функций.
Главная идея гештальта основана на принципе способности человеческого организма при холистичности (единстве тела и психики) к саморегуляции (адаптации к окружающей среде) и на принципе приёма ответственности человека за свои действия, намерения и ожидания.
Базовые понятия гештальт-терапии:
Гештальт – образ, личность, форма, структура, система, явление, событие и другие концепции в призме целостности и завершённости.
Саморегуляция – способность организма самостоятельно восстанавливаться и творчески приспосабливаться к окружающей среде.
Холистичность – психическое и физическое единство и целостность организма.
Процессуальность – гештальты цикличны, имеют начало, динамику и конец.
Осознанность – способность отслеживания текущих переживаний без развития, интерпретаций, оценок и мыслей о прошлом или будущем.
Ответственность – приём и осознанность личностью всех своих действий, намерений и ожиданий.
История гештальт-терапии
Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах психотерапевтами Фредериком Пёрлзом, его женой Лаурой Пёрлз и другом семьи Полом Гудменом.
Фриц Перлз, немецкий психиатр, психоаналитик и убеждённый фрейдист, в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как его ревизию психоанализа.
На психологических сайтах есть очерк, в котором рассказывается как в 1936 г. в Вене перед конференцией психоаналитиков состоялась легендарная встреча с Фрейда с Пёрлзом, после которой последний отказался от идей психоанализа и начал разрабатывать свою гештальт-терапию. Тогда в Вене Фрейд довольно холодно встретил переполненного ожиданиями молодого Пёрлза и не придал должного значения его докладу, который тот мечтал с ним обсудить. После этой незавершённой ситуации разочарованный Пёрлз окончательно отходит от психоанализа, пишет работы по новому направлению и занимается психотерапией. Опираясь на практику психоанализа, психодрамы, и на идеи восточной философии, экзистенциализма, гештальт-психологии, теории поля и феноменологии, он создаёт своё учение, которое назовёт гештальт-терапией и которое уверенно завоёвывает популярность в мире.
В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии в США, а к концу 50-х годов группы гештальта были организованы по всей Северной Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.
В странах постсоветского пространства гештальт-терапия распространилась с конца 90-х начала 2000-х годов, постепенно развивается и даёт свои результаты. Гештальт-подход активно применяется в индивидуальном психологическом консультировании, семейном и супружеском консультировании, консультировании организаций и организационном развитии.
В исследовании Grawe (1983) и более позднем метаанализе Bretz (1994) выявлено, что гештальт-терапия показывает сопоставимую эффективность с методами психодинамической и гуманистической психотерапии в лечении невротических расстройств. Я также часто слышу от пациентов, что они посещали групповые сессии по гештальт-терапии, где что-то им помогает, а что-то нет.
Гештальт-терапия применяется в комплексном лечении невротических расстройств с высоким уровнем контроля, при психологических проблемах и нормативных кризисах здоровых людей, в консультировании пар и семей, организационном консультировании.
Первоначальные идеи Ф. Пёрлза претерпели бурное развитие и к настоящему времени превратились в независимую систему психотерапии, которая оказала неоспоримое влияние на развитие других направлений и школ современной психотерапии.
Концепции гештальт-терапии
Перед началом терапии пациенту объясняют основные понятия и принципы работы гештальт-терапии, после чего переходят к экспериментам. В ходе как индивидуальных, так и групповых сессий пациенту предлагается ставить эксперименты, внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать выявляемые феномены.
Тактическими целями терапии является снятие блокировок и за счёт оптимизации процессов саморегуляции и создания внутреннего источника опоры, стимулировать процесс развития личности. Терапевтической задачей в начале курса является помочь пациенту через налаживание контакта с самим собой и окружением, осознать главные причины нарушений саморегуляции и целостности.
Важной категорией гештальт-терапии служит ориентированность на процесс, поэтому задачей терапевта является исследование совокупности всех событий, происходящих во времени и на границе контактов организма со средой и с собой. В последнем случае это контакты с физической и психической сферами организма.
Поскольку в психологических проблемах часто звучит ограничение способности контактировать с собой или с окружающей средой, вначале исследуются самые актуальные конфликты, где происходят нарушения контакта. Благодаря неуспешным контактам эти конфликты продолжаются, циклы не завершаются, организм теряет энергию и не восстанавливается. Поиск нарушений контактов зачастую находит и сталкивается с жизненными сопротивлениями или выбранными способами взаимодействия, которые могут переноситься и на терапию.
Существует пять основных способов сопротивления или взаимодействия со средой: 1) интроекция; 2) проекция; 3) ретрофлексия; 4) дефлексия; 5) конфлюэнция.
Интроекция – включение индивидом в свой внутренний мир взглядов, мотивов, установок (интроектов) от других людей без критической обработки.
Проекция – приписывание кому-то собственных мыслей, чувств, мотивов, черт характера, полагая, что это объективные оценки.
Ретрофлексия – человек направляет действия, которые он хотел бы направить на другого, на самого себя.
Дефлексия – уклонение от контакта и перенесение переживаний в промежуточную зону (фантазии, мечтания, воспоминания, шутки) актуально не связанную с конфликтом, бегство от «здесь и сейчас».
Конфлюэнция (слияние) – стирание границ между личностью и средой, при котором затруднено определение собственных эмоций, а также переживаний других людей, не входящих в слияние.
Описанные нарушения контакта часто называются сопротивлениями или защитными механизмами. В основе всех механизмов лежит ограничение способности к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции организма. Гештальт рассматривает их как способы взаимодействия, некогда имевших высокую эффективность, но здесь и сейчас либо неуместные, либо единственно доступные способы взаимодействия. После выявления и осознания пациентом своих форм нарушений контактов последует дальнейшая работа с сопротивлениями, в виде снижения их последствий и переходу к новым моделям поведения.
Как это проводится
В качестве эксперимента предлагается рассказать о каком-то событии своей жизни, проблеме, поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию и как бы он себя повёл.
Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама или «метод пустого стула»: предлагается представить, что на пустом стуле сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним вслух.
В ходе обсуждения могут затрагиваться темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от пациента другим людям, как соотносятся ожидания его и других людей.
Как правило, речь заходит о самых актуальных для пациента ситуациях и проблемах, в которых был нарушен процесс контакта. Терапевт теперь может плавно вмешиваться в ход эксперимента, направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание.
Роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание пациента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничивать попытки интерпретировать события, привлекать внимание к чувствам – индикаторам и к своей ответственности за реализацию и за запреты потребностей. Здесь запускается одна из важных функций гештальт-терапии — выведение клиента на осознавание своих истинных потребностей.
После завершения эксперимента выявленные феномены обсуждаются с терапевтом. Наличие экспрессивных феноменов свидетельствует об истинной актуальности и значимости темы. В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод и т.д.).
Работа во время эксперимента идёт по принципу «здесь и сейчас», то есть только над имеющимися в данный момент по поводу прошлых событий чувствами и мыслями.
Терапевт указывает на феномены, упущенные пациентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания.
Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознанность, а затем и ответственность за все действия и ожидания. Ситуация начинает проживаться клиентом «здесь и сейчас», а степень включённости сознания меняется динамически в связи с потребностью, интенсивностью переживаний и т.д. Успех гештальт-терапии и переход к стратегическим целям во многом зависит от успешности развития этих навыков и обучения пациента способности применять их в реальной жизни.
Стратегической целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности пациента. Посредством осознавания индивид должен выявить отвергаемые им части своей личности: эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять (либо нейтрализовать) их, принять себя и тем самым восстановить целостность (холистичность) своей личности.
Терапевт, взаимодействуя с пациентом, активно участвует, фокусирует его внимание на происходящем «здесь и сейчас» в чувствах, мыслях, действиях и помогает развить самосознание и осознанность. Тип и условия эксперимента предлагаются таким образом, что пациент сам определяет, что для него подходит, а что нет.
Большое внимание при этом уделяется осознаванию и отслеживанию своих неконструктивных моделей мышления и поведения, а также развитию способности следовать собственным потребностям, а не потребностям других людей.
В процессе терапии активизируется творческое приспособление, что улучшает способности пациента к адаптации в постоянно изменяющихся условиях внешней ситуации. Вместо оценки, базирующейся на мнениях других людей, человек начинает опираться на организмическое оценивание, связанное с осознаванием и дифференциацией собственных потребностей и ценностей, а также логикой жизненной ситуации.
Краткосрочные мишени в гештальт-терапии:
– снятие блокировки;
– усиление внимания к чувствам;
– преодоление сопротивления;
– работа с фантазиями и когнитивными искажениями;
– расширение способностей осознания;
– интеграция противоположностей;
– оптимизация процессов саморегуляции.
Мишени долгосрочные:
– налаживание контакта с собой и с окружением;
– формирование цели и внутреннего источника опоры;
– достижение эмоционального и интеллектуального прояснения;
– развитие готовности к принятию решений и действий;
– принятие ответственности;
– реализация возможностей и устремлений;
– стимулирование процесса развития.
Гештальт-подход побуждает человека лучше узнать и принять себя таким, какой он есть на самом деле, с негативным опытом и неприемлемыми качествами, с психотравмами и вытесненными конфликтами. Психотерапевт выступает лишь в роли проводника, ориентирующегося на желания и возможности клиента, но, с другой стороны, является и помощником в трудных и болезненных ситуациях.
Помимо лечения невротических расстройств, весьма эффективна гештальт-терапия при работе с суицидальными клиентами, при консультировании жертв изнасилования, при депрессиях в работе с утратой и во многих других практических случаях.
Самые распространённые техники и упражнения групповой и индивидуальной гештальт-терапии: «концентрация внимания на чувствах», «интеграция полярностей», «работа со сновидениями», «преодоление сопротивления», «обострение ощущения тела», «опыт непрерывности эмоций», «борьба противоположностей», «два стула», «превращение слияния в контакт», «работа с интроекцией – изгнание и переваривание интроектов», «работа с проекцией – обнаружение проекций» и многие другие.
Литература:
Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
• Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
• Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
• Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
• Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
Зайцева Г. «Фриц Пёрлз – с чего началась гештальт-терапия» / журнал «ЛИЛИТ», Рига, 2001.