Личностным стилем (терапевта) принято называть набор характеристик человека: физиологических, коммуникативных, мнестических, полевых… Пока детального описания понятия в психологии я не нашла. Давайте попробуем поразбираться. К личностно-стилевыми особенностям можно отнести такие черты которые не могут быть изменены, но с опорой на которые в дальнейшем терапевт способен осознанно работать. Например, как вариант, возьмём частность — скорость мыслительных процессов. Я быстро думаю, а мой клиент значительно медленнее меня, зная эту особенность, я могу немного замедляться, а так же понимать, что, как вариант, с медлительными людьми мне будет крайне сложно работать, и я буду тратить большое количество усилий для того, чтобы сохранять контакт.
Под обладающими личностным стилем, как правило, не подразумевают, например психологов с ПРЛ (и даже высоко организованных), или какими-то травмами, которые оставляют отпечаток на всю жизнь личности в целом. Скорее принято типично при назывании своих черт, всем кому не лень туда начинать тыкать палкой — терапевтам, супервизорам, ведущим групп. Попутно говоря про дорогу к исцелению и невозможность «полноценно» работать здесь и сейчас, так как это скорее личностное ограничение. Тем самым и ограничивая нежели помогая познавать, развивать, сохранять целостность. Если посмотреть на травму, прл, нарциссические акцентуации итд… Все это можно назвать устойчивым полем личности.
Но в идеале хороший и пригодный к работе психолог, (по кулуарным заповедям) должен обладать личностной структурой невротика и безопасным стилем привязанности. На деле таковыми характеристиками в профессии обладает в лучшем случае процентов 10 терапевтов изначально ими являясь.
Хотя, на мой взгляд, на самом деле наши травмы, особенности, способы взаимодействия, избегания контакта, ответ среды на нас итд — и формируют личностный стиль психолога и терапии в целом. Способность работать с какими-то запросами лучше, с какими-то хуже или быть непригодными к каким-то сферам работы в принципе. Но мы все стремимся к идеалу вместо столкновения с реальностью, ее признанием и очевидностью.
Мы — разные. Каждый умеет работать с своим набором характеристик осознанно или же нет. Дорога обучения состоит как раз в том, чтобы начать осознавать себя, и свою стилистику на сейчас, принять ее, развить по мере возможностей, а не в том, чтобы гнаться за призрачными идеалами которые не могут быть реализованы, но мало кто умеет эти данности замечать в себе, а уж тем более в другом.
Познание себя живет в каждом мгновении жизни, но более концентрировано мы можем познать себя в среде специально сконструированной под данные цели — супервизорских группах, тут мы изучаем себя, в кругу тех кто занимается тем же. Можно видеть больше через взаимодействие с коллегами, развивать сильные стороны, простраивать опоры для зон роста, бережно относиться к слабым, замечать личностные особенности и характеристики которыми лично я обладаю, и они не могут быть изменены при любом раскладе.
НО! для качественной работы и становления их вличностный стиль их придётся обнаружить, познать, принять, понять где они устойчивы, а где я могу что-то подкрутить. И на это уйдём большое количество времени, сил, внимания к самому себе.
Это поможет обрести внутренний баланс сил, научиться соизмерять свои возможности при работе с клиентами, взаимодействием в сообществах, жизни в коллегиальном мире в целом. Ведь он у нас выстроен крайне токсично, особенно в внутренних рамках систем.
Плюс постоянно оголяет триггерные зоны терапевтов, что скорее истощает чем балансирует, тогда для оптимизации саморегуляционной системы терапевты, чаще начинают развивать бессознательные защиты своих болевых точек, нежели используют возможности развития, в виду включения привычных способов неосознанного реагирования в нативно понятной и знакомой среде. Такое взаимодействие, как правило более дезадаптивно и разрушает, нежели способствует развитию навыка регулировать себя.