На фоне тысяч статей в интернете о нормальности разговоров с самим собой, хочу предложить Вам заглянуть в эту тему чуть глубже с помощью психоанализа — посмотреть на связь слов с самыми базовыми человеческими особенностями и потребностями.
Сомнения в нормальности
Речь была создана для общения людей между собой, и, при этом, порою, мы ловим себя на том, что используем её «не по назначению», говоря с животными, предметами, а то и вовсе с самим собой, провоцируя вопрос — зачем мы это делаем? Все ли с нами в порядке?
Образы людей в глубокой старости, путающих все на свете и бормочущих что-то себе под нос, обильная иллюстрация психических расстройств в кино, интернете и культуре — все это может заставить нас ассоциировать разговоры с собой и деградацию разума.
Парадокс в том, что тут происходит подмена причины и следствия. Разговор с самим собой — не причина проблемы, а её частичное решение. Он поддерживает психику больных людей, предотвращая её от окончательного распада и облегчая страдания.
Разница же между здоровьем и болезнью заключается не в том, что мы делаем и как говорим, а в том способны ли мы осознанно управлять этим.
Речь — это больше, чем кажется
Человек — очень сложное существо, состоящее из почти сотни органов и десятков триллионов клеток. Разные части нашего тела имеют разные потребности, которые конфликтуют и друг с другом и с внешней реальностью. Реальностью, которая далека от идеально заточенного под наши нужды рая. Согласно психоанализу, если заглянуть очень глубоко в себя, в бессознательное, то окажется, что мы хотим все и сразу — этим хотелкам наплевать на какую-либо логику и ограничения. Мы полны внутренних конфликтов и противоречий.
Часть этих конфликтов разрешаются автоматически, благодаря физиологическим механизмам, но неразрешенных все равно остается с три короба. В младенчестве справляться с ними нам помогает мать, решающая за нас, что стоит сделать первым — покормить, покачать или поменять пеленки. Потом, постепенно эту роль на себя перенимает наше сознание, следуя принципу «разделяй и властвуй». Психика возникает именно с разделением нашего восприятия мира — огромного потока чувств, звуков, света и запахов — на отдельные образы-якоря, с которыми связываются все эти чувства. Это наделяет младенца базовой способностью запоминать и мыслить.
Первоначальные образы очень нестабильны, они постоянно норовят в корне исказиться или слиться в единый суп из ощущений, в котором ребенок существовал до рождения психики. Лишь спустя много месяцев, образы стабилизируются и закрепляются в сознании, получая условные обозначения, символы, имена. Имена складываются в фразы, описывая и стабилизируя восприятие устройства этого мира, взаимосвязи в нем. Фразы складываются в сложноподчиненные предложения, наделяя нас возможностью мыслить очень хитроумные и абстрактные концепции, создать интернет, антибиотики и атомный двигатель, возможностью обуздать вселенную и, если повезет, даже самого себя.
Таким образом, наша психика развивается параллельно с развитием символического мышления и языка. Тут можно вспомнить слова Антона Павловича Чехова: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Чем более полно и точно мы используем язык во всех сферах нашей жизни, тем больше у нас власти над нашими внутренними конфликтами и тем крепче наша психика. Ситуацию, которая имеет имя выдержать намного проще, чем ситуацию, которую человек не может ни понять, ни описать. Речь помогает нам регулировать свои потребности и эмоции, справляться с внутренними импульсами и с внешними обстоятельствами.
Три вида речи
Стоит обратить внимание на разницу между мышлением про себя, вслух и на бумаге.
Полагаю, Вам знакома ситуация, когда казалось бы простая и понятная мысль или идея начинает вызывать затруднения при попытках её озвучить? Даже освоив сотню тысяч слов и активно используя их, мы по прежнему мыслим не словами и фразами, а сочетанием оных с образами и ощущениями — сочетанием сознательного и бессознательного, логичного и противоречивого. Поэтому устная речь служит еще одним шагом на пути от хаоса к порядку. Она помогает сделать мышление еще более четким и последовательным, пропуская его через жесткие фильтры логики, заложенные в самой структуре языка, и, что не менее важно, благодаря получению обратной связи от органов слуха.
Письменная речь имеет дополнительное преимущество — фиксацию смысла во времени, добавочную стабильность и лучшую обратную связь, ведь зрение — наиболее точный орган чувств для большинства людей. С другой стороны, устная речь предлагает такие немаловажные бонусы как получение разрядки напряжения за счет работы мышц и насыщения смыслов эмоциями. Интонации дают нам возможность выразить то, что невозможно выразить одними словами на бумаге.
В следующий раз, столкнувшись со сложной эмоциональной ситуацией, попробуйте поговорить о ней с собой вслух или выразить свои мысли и чувства на листочке бумаги и посмотреть как поменяется Ваше состояние.