Во многом благодаря нашумевшему роману Дэниела Киза «Таинственная история Билли Миллигана». В нем осужденный за изнасилование мужчина рассказывает о преступлении, о своем прошлом и настоящем. Роман мог бы стать очередным банальным детективом, если бы не одно НО — телесной оболочкой главного героя обладали 24 личности.
«Вот это фантазия!» — можно было бы сказать о Кизе, если бы книга не была основана на реальных событиях. Миллиган — самый известный человек с диагнозом «расстройство множественной личности».
В чем оно проявляется?
Сложно ответить, потому что появления неочевидны. Внутри человека одна личность встаёт на место другой, а со стороны это выглядит как изменение настроения, темпа речи, мимики — одним словом, ничего ненормального. В «Таинственной истории» личности Билли выходили в «пятно» по очереди, в зависимости от обстоятельств: одна лучше вела переговоры, другая — выкручивалась из сложных ситуаций, третья — легко шла на контакт с людьми.
Персонажи менялись вместе с обстановкой и чаще всего не помнили, что происходило с телом, пока они им не управляли. Разумеется, диссоциативная структура личности на невротическом уровне не предполагает проявлений, описанных в романе Киза. Размышляя о диссоциации, важно помнить, что случаи, представленные в художественной литературе и кино («Сплит», «Первобытный страх», «Сибилла»), очень яркие. В реальной жизни в люди с диссоциативной структурой никого не похищают и не убивают. Во всяком случае делают это не чаще, чем представители других типов личности.
Что тогда делают? Живут, работают, общаются, что им неплохо удается, ведь они обычно довольно обаятельны. А еще фоново страдают от того, что не помнят некоторые фрагменты своей жизни, но не могут забыть абьюз, который пережили в детстве.
Для диссоциативной структуры характерны:
- Повышенная внушаемость
- Ответственность за травму
- Блокировка агрессии
- Невозможность доверять
- Немотивированные смены настроения
- Прорывы диссоциативных частей в снах и поступках