По следам работы захотелось еще раз написать о пользе и вреде психологических защит. А конкретно об инверсии. Я уже упоминала об этом механизме.
Сам термин инверсия произошел от латинского слова inversio «переворачивание; перестановка».
В русской литературе инверсия- это одно из средств выразительности речи, когда меняется расположение слов. От перестановки слов меняется общий посыл фразы, его интонационное ударение, смысловой контекст.
Например, если четыре раза изменить порядок слов в известной строчке «Наша Таня громко плачет» стихотворения Агнии Барто, то и смысловое ударение каждый раз будет разным.
В прозе и поэзии инверсия нужна для того, чтобы до читателя лучше дошла главная мысль автора.
В драматургии так же используется инверсия, когда в начале пьесы демонстрируется исход конфликта. Задача инверсии здесь с самого начала увлечь зрителя, держать его в дополнительном напряжении с помощью заранее выданной информации.
Инверсия как процесс есть и в математике, и в химии, и в информатике.
В психологии инверсия является одним из видов психологических защит, результатом которой становятся мысли –«перевертыши».
Мысли -«перевертыши»- это «недопустимые» мысли, которые пугают человека и вытесняются на уровень подсознания. После этого они возвращаются в сознание в приемлемой форме, но при этом приобретают противоположный смысл и навязчивую окраску.
Пример из практики. Разрешение на публикацию получено.
За помощью обратилась 65 летняя дама- Людмила с запросом: «не могу избавиться от навязчивых мыслей о муже, который умер 8 лет назад». То есть, в течение всего этого периода клиентка почти ежедневно усаживалась по вечерам в кресло и разговаривала с покойным мужем. Говорила ему, что скучает по нему и какой он хороший.
Мимоходом прозвучало, что если она, наоборот, позволяет себе злиться на покойного мужа, то ей становится легче.
В ходе работы на вопрос, как бы Вы оценили ваши взаимоотношения с мужем прозвучало: « Ничего хорошего…он садист какой-то был…»<
Людмила легко училась в школе, уже тогда интересовалась медициной, но отказалась от поступления в медицинский вуз, потому что понимала, что маме будет тяжело ее выучить в другом городе в течение 6 лет. Поступила в медицинское училище и почти всю свою профессиональную жизнь проработала в должности старшей медсестры в различных медицинских учреждениях.
В течение всей своей супружеской жизни Людмила подвергалась физическому насилию со стороны мужа. В 45 лет она подала на развод, который так и не состоялся.
Умная, привлекательная и образованная женщина прожила большую свою часть жизнь, не с обыкновенным абъюзером, а с человеком, которому, судя по тому, чем она со мной поделилась, можно со всей уверенностью поставить диагноз психопатии.
Ее избиения проходили не под воздействием алкоголя или фрустрирующих ситуаций. Он просто ставил свою жену перед фактом, что будет сейчас ее бить.
В случае с Людмилой инверсия помогала ей не осознавать тот факт, что ее жизнь как женщины не состоялась. И инверсия же подавляла истинные чувства к покойному мужу- ненависть и злость, трансформируя их в положительные навязчивые эмоции.
Сейчас у Людмилы все хорошо. Весна, новые платья, знакомства и интересы.
Но история эта, на самом деле, ужасная.
И, конечно, понятно, что психологические защиты направлены на минимизацию отрицательных переживаний. Но это всегда — способ обмануть себя.
На короткое время защиты действительно помогают человеку примириться с травмирующей психику действительностью.
Но длительное их использование приводит к появлению невротических реакций, как психических, так и психосоматических.
Сам человек обычно не осознает действия психологических защит и, главное, ее причин. И самостоятельно урегулировать действие этих механизмов тоже очень сложно.
Всегда буду рада помочь).