Главное в биоэнергетической терапии – телесно-энергетический подход.
Самый лаконичный и полный обзор биоэнергетического анализа Александр Лоуэн дал в книге «Биоэнергетика». Он определил свою работу как изучение личности с точки зрения энергетических процессов организма.
Вся биоэнергетическая работа строится на трех основных постулатах:
- все эмоциональные проблемы обусловлены сексуальностью и сексуальным функционированием;
- здоровое функционирование человека зависит от свободной пульсации потока энергии в теле и возможности разрядки энергии через сексуальный акт и оргазм;
- терапевтическая работа должна быть направлена на ослабление установок характера через его анализ и расслабление мышечного панциря через работу с дыханием и телесные вмешательства.
Намного позже в своей автобиографии «Почитание тела» Лоуэн дополнил понимание энергии и объяснил почему именно телесно-энергетическая точка зрения для него важна, а не типы характеров.
Лоуэн учил, что подходить к любой проблеме с телесно-энергетической точки зрения – ключ к теории и практике биоэнергетического анализа. Понимание, как различные феномены (количество энергии, ее направление, пульсация и т.д.) связаны между собой, вместе с анализом характера помогает сформировать целостную картину состояния пациента.
Лоуэн писал:
«…Глядя на пациента, я анализирую то, что вижу. Мне нужно четкое ощущение энергии пациента, и я получаю его из собственного ощущения жизненной силы пациента, эта жизненная сила показывает, сколько у человека энергии, но больше всего внимания я обращаю на то, насколько хорошо пациент дышит. Моя цель – помочь пациенту дышать глубже и полнее…»
На семинарах БА часто можно услышать: «ты сильно заряжена и твой заряд проникает», «в теле мало энергии», «ноги не заряженные», «отрезаны руки от тела и поэтому в них нет заряда», «как ты сдерживаешь свой заряд», «плечи подвешены» и многое другое…
Точка зрения – уникальный и специфический способ смотреть на человека, видеть его и наблюдать за ним. Видеть человека во всей его целостности – важнейший инструмент для понимания история клиента.
Это долгий процесс научения замечать тонкие изменения в теле и поведении пациента. Это требует практики и профессиональной интуиции, чтобы распознавать не только явные, но и скрытые проявления.
Если иметь в виду визуальное восприятие, «точка зрения» – это буквально точка, откуда направлен взгляд на объект. Осматривая одну и ту же статую с разных сторон, каждый раз получаешь немного другое представление о ней. Восприятие статуи как одного и того же объекта с разных ракурсов – это уже работа мозга.
Наш разум создает единый образ (гештальт), объединяя образы, полученные с разных точек обзора.
Человека тоже можно воспринимать (или рассматривать) с нескольких точек зрения. В каждой точке перцептивные явления будут уникальны, и каждый такой гештальт автоматически регистрируется как относящийся к реальности одного и того же наблюдаемого человека.
Можно рассматривать с разных точек зрения и себя, и каждая из точек обнаружит разные аспекты и даст разное знание о себе.
Субъективный, или интроспективный, взгляд на себя создает одну картину.
Но можно посмотреть на себя и «объективно», и это даст комплекс совсем других картин. Другие люди воспринимают нас с очень разных точек зрения.
Телесные и энергетические феномены (то, как кто-то двигается, например) – это базовый способ восприятия человека, еще один способ – восприятие психологических характеристик (установок, убеждений, адаптаций, состояний чувств). Множественность точек зрения на себя или другого дает множественные перцептивные целостные гештальты, они автоматически регистрируются как восприятие сложности и неоднозначности человека.
Телесно-энергетический подход обязан своим происхождением теоретическим работам Вильгельма Райха. Райх клинически описал некоторые наблюдаемые в терапевтической ситуации феномены и разработал для них функциональные вмешательства. Наблюдаемые феномены относились к внешнему виду и движениям тела.
Райх поставил под сомнение фрейдовский принцип удовольствия, согласно которому психика стремится понизить напряжение. Опираясь на клинические наблюдения за поведением, связанным с сексом и оргазмом, Райх указал, что для объяснения сексуального возбуждения и оргазма необходим энергетический фактор. Сексуальные переживания и поведение не вписывались в картину просто понижения напряжения.
Разрабатывая новый подход в следующие пятнадцать лет, он ввел в психоаналитическую терапию новый комплекс наблюдений: телесно-энергетические феномены и телесно-энергетическую динамику.
Они связаны со всеми аспектами телесных движений и его жизненной силы, качеством и формой движения и выражения (тем, как реализуются движения и выражения), зажимами, ограничивающими дыхание, способностью накапливать и разряжать энергию, паттернами зажимов и движений тела, которые он назвал «панцирем характера».
Панцирь работает как броня, защищающая эго или «я» от угрожающих стимулов, возникающих внутри или поступающих извне.
В дальнейшем Райх занялся исследованием природы энергии. Важно понимать, что его последующие научные изыскания не влияют на описание клинических явлений, позицию наблюдения и обоснованность терапевтических вмешательств и ничего не меняют в них.
То есть энергетическая точка зрения не зависит от представления о самой природе энергии.
Типичные клинические феномены можно распределить по нескольким категориям в контексте телесно-энергетической точки зрения.
1) Количество энергии.
2) Направление движения энергии: внутрь к центру тела, наружу к периферии тела и пути, по которым энергии движется.
3) Расширение и сжатие: при энергетической работе важно понимать, что они чередуются, и представлять события, которые могут произойти при работе с хроническим сжатием.
4) Пульсация: в том числе вибрации, которые описывает Лоуэн.
5) Зарядка-разрядка: оргазм и другие проявления энергии.
6) Поток энергии по продольной оси тела: рефлекс оргазма, заземление.
7) Целостность живого: тело рассматривается как единая клетка;
8) Раздувание: характерно для незаземленных и психотических состояний; перегруженная голова. (В таком состоянии человек воспринимает себя не реально – у него или слишком высокое (мания величия), или слишком низкое (депрессия) – мнение о себе. Иными словами, он преувеличивает свою важность, и зачастую это компенсируется чувством неполноценности.) Сознание в таком состоянии всегда эгоцентрично и не способно воспринимать ничего, кроме собственного существования.
9) Чрезмерное перевозбуждение, сконцентрированное в ядре: ажитация, часто бывает следствием сексуального насилия.
10) Шок: значительный при болезни и посттравматическом стрессе.
Все эти феномены отражаются в функциональных аспектах личности, связанных с сексуальностью, «я» и отношениями, – т.е. как человек взаимодействует с окружающим миром, принимает решения и справляется с жизненными ситуациями.
Важно помнить, что общее энергетическое функционирование человека, которое меняется в зависимости от того, происходит расширение или сжатие, обусловлено энергетическим потоком между периферией и ядром, количеством энергии, масштабом и структурой мышечного панциря, а также другими аспектами телесного функционирования.
Это можно рассматривать и с точки зрения нейроцепции – термин, введенный Порджесом в связи с его поливагальной теорией. Нейроцепция – это непрерывный процесс, с помощью которого организм оценивает безопасность окружающей среды и выявляет исходящие из нее угрозы. Этот процесс не относится к числу сознательных, которые регулирует кора головного мозга, иначе он был бы слишком медленным. Обработка информации происходит автоматически, ориентируясь на сенсорные сигналы, получаемые и регистрируемые организмом, поэтому в организме происходит постоянный бессознательный мониторинг телесных сигналов.
Именно поэтому Лоуэн всегда призывал к постоянному процессу самозаземления и выполнения ежедневных упражнений и участия самих терапевтов в БА классах.