Что общего имеют примеры ниже ?
?Пример №1. На конференции психолог рассказывает о новом быстром способе избавить ребенка от сосания пальцев. Во время выступления психолога ребенок стоит на сцене вместе с родителем. За все время выступления ребенок действительно ни разу не потянул руку ко рту. Однако, при этом все выступление ребенок стоял и жевал щеки.
?Пример №2. Психолог рассказывает о том, как к ней обратилась клиентка с желанием избавиться от ненависти на свою начальницу. Психолог помогла за одну встречу, но через некоторое время клиентка начала одолевать психолога и просить все вернуть обратно, так как без ненависти к начальнице ее жизнь стала невыносима. Психолог ничего не вернула обратно и, в итоге, клиентка возненавидела психолога, обвинив в своих бедах.
?Пример №3 У пациента была лицевая невралгия на левой щеке. Никакой органической причины установлено не было, и все же стреляющая боль была такой сильной, что он задумывался о суициде. В ходе анализа была найдена сцена, которая привела к катарсическому избавлению от симптома — невралгия прошла. Однако, исчезновение невралгии привело пациента к мысли сделать тату во всю спину в честь удачного завершения терапии. Для того, чтобы сделать масштабное тату пациент был готов терпеть боль на протяжении месяцев и даже лет.
Почувствовали сходство?
Во всех трех примерах действует один и тот же механизм — смещение. Объекты воздействия поменялись, а суть проблемы оказалось не тронутой.
??Ребенок из первого примера продолжил справляться с тревогой путем сосания, только место пальца заняли щеки
??Клиентка из второго примера продолжила ненавидеть, только сменился объект ненависти — вместо начальницы клиентка начала ненавидеть психолога.
??Пациент из третьего примера нашел для себя новый способ продолжать испытывать боль — бить тату.
Короткий вывод: кроме той части нас, которая хочет исцеления также есть часть нас, которой симптом жизненно необходим.
Психоаналитический взгляд на проблемы клиентов позволяет видеть подобные закономерности и глубину причинно-следственных связей, а не слепо радоваться видимому успеху.