Навязчивые мысли - консультация психолога

Летом 2024 ложись на операцию, сильно себя загнала, в голове вечно была мысль «я скоро умру». Я с ней засыпала и просыпалась, очень мешало жить. Далее смогла отвлечься, забыть об этом, была у психотерапевта, пила антидепрессанты и феназепам. Мысли совсем ушли, не так давно вспомнила, что это было и подумала вот капец, Как было не приятно и сложно жить и мысли опять возобновились. Я понимаю, что мне ничего не угрожает. Когда я занята или работаю, эти мысли меня не посещают, но потом я вспоминаю, что не думаю об этом и думаю, как хорошо и сразу же вспоминаю эту мысль. Как с этим бороться?
Пастухова Евгения

Психолог
г. Новосибирск
Поведенческая психотерапия
Яна, здравствуйте!
Хочется задать вам вопрос для уточнения. Эти мысли появились в связи с операцией или они появлялись ранее?
И далее по вашему запросу. Как правило, чтобы возникли определенные мыслеутверждения, должна быть какая-то причина, способствующая их появлению. Как я поняла, у вас есть мыслеутверждение "я скоро умру", которое мешает вам жить спокойной жизнью. Наша психика устроена таким образом, что если мы долго что-то прокручиваем у себя в голове, мы этому начинаем безоговорочно верить. И мысли о том, что всё в порядке, не всегда помогают.
Что с этим делать? Для начала перестать бежать от этой мысли. То, чему мы сопротивляемся или активно избегаем - не исчезает, а напротив, захватывает нас с ещё большей силой. Лучший способ - наблюдение. Вместе с тем понимать, что эта мысль не имеет ничего общего с реальностью. Это просто мысль, которая существует отдельно от вас. То есть, всякий раз, когда к вам приходит навязчивая мысль, отмечайте "у меня возникла эта мысль". Без оценивания и без привязки к себе. Она к вам не относится.
Чем бы вы хотели заменить эту мыслеформу? Придумайте такую мысль, которая носит противоположный характер. Например, "мое здоровье становится всё лучше и лучше". И важно при этом начать выполнять те действия, которые подкрепляют эту мысль. Например, начать потреблять больше полезных продуктов, чаще гулять на свежем воздухе. И важно ежедневно отмечать те действия, которые сделаны в сторону желаемой мысли.
Главная задача здесь - перестать давать своим мыслям право управления. Это нормально, если негативная мысль будет снова посещать вас. Дело не в мыслях, а вашем отношении к ним и вере в них. Выбирайте, во что бы вы хотели верить. Негативные мысли могут присутствовать, но вы можете просто спокойно за ними наблюдать. Есть такое хорошее изречение "то, что мы замечаем и спокойно за этим наблюдаем, перестает управлять нами".
Есть несколько техник обесценивания негативных мыслей:
- представить свои мысли листочками и позволить им спокойно проплыть мимо вас; - представить свои мысли навязчивой рекламой, которую вы просто игнорируете; - озвучить свои мысли нелепым голосом.
И главное, что я всегда говорю - не торопите себя. Изменения происходят постепенно, но они происходят. Важно понимать, чего вы хотели бы привнести в свою жизнь и двигаться в этом направлении.