Не чувствую любви к ребёнку, счастья в материнстве - консультация психолога

Говорят, ребенок это счастье. Только я вот никогда этого не ощущала и не ощущаю до сих пор ни радости материнства, ни любви к ребёнку. Отношение "соседское", эмоционально холодная мать. Я даже с матерью себя до сих пор не отождествляю. От слова "сын" меня коробит до сих пор. К слову "мама" потом уже просто привыкла, никаких эмоций не вызывает, но поначалу очень не хотелось его слышать. Я детей не любила с детства. Не умела играть и как-то обходиться с маленькими, всегда радовалась, что у меня нет маленьких брата или сестры, и мне не приходится с ними сидеть. Во взрослом возрасте категорически не хотела иметь детей, потому что было совершено четкое представление о бытовом дискомфорте, которое ребенок с собой приносит. Откуда я это знала - до сих пор неясно, я никогда не общалась в кругу будущих или состоявшихся мамочек, да и вообще в женском кругу, где могли обсуждаться такие вопросы (мне среди них некомфортно находиться, предпочитаю мужскую компанию). Просто четко представляла, как будто картинки из прошлой жизни - нет сна, никуда не выйти/не уехать, как собака на цепи, постоянная готовка еды для ребенка (что я терпеть не могу, как дамоклов меч каждый день с временными дедлайнами, между другими делами; себе это все было проще, можно и сходить поесть куда-то), детские вопли, крики, топот беготня, когда хочется тишины и покоя, и тд и тп. Но в то же время в сознании мелькали и другие картинки - как мы с ребенком вместе сидим рядом на кровати и я читаю ему книжку, как мы вместе куда-то ходим, когда ему около 4-5 лет, ездим по интересным местам. В один прекрасный момент грозящий бытовой дискомфорт почему-то перестал казаться таким ужасным, стал неважен и я пришла к осознанию, что семья без  ребёнка это не семья. То есть решение о ребенке было осознанным желанием, а не давлением со стороны родителей на предмет, когда же внуки и прочее. Наступила беременность, у меня не было никаких переживаний касательно нее, была уверена в своем здоровье, и что все будет хорошо. Однако отношение было как к новому жизненному опыту, и не более. Ни на какие консультации я не ходила, ничего про роды не знала и страх отсутствовал совсем. И когда родился, у меня ощущение было себя как бы со стороны. Да, не сплю я, все делаю я, но не прониклась этим всем,что ли, до подсознания не дошло, как будто внутреннее бессознательное отторжение до сих пор. У мужа к детям отношение было всегда такое же, как и у меня раньше. Поэтому внимания и заботы к ребёнку там ожидать не приходилось, делалось только то, о чем я просила и не более того. После рождения ребенка первый месяц или больше не спала только я, муж спал отдельной в комнате все ночи. Поэтому на второй месяц без сна я уже не выдержала, на что мне муж сказал, что у меня послеродовая депрессия. Что это такое и что с этим делать, я не знаю, никогда не изучала этот вопрос. А стоило бы. Один человек сказал, что это, возможно, затянувшаяся послеродовая депрессия, но бывает ли она так долго... Я вижу, какой я хочу быть матерью - доброй спокойной любящей, излучающей теплоту изнутри, но внутри меня ничего этого нет. Только постоянное раздражение, злость. Я чувствую, что устала,  эмоционально, психологически да и физиологически тоже. Я не могу никому рассказать  обо всем, что меня тревожит, поделиться, спросить совета. Мне очень нужна поддержка и наверное, не хватает заботы и чуткости. У ребенка сейчас есть тревожность, плюс гиперактивность, чем старше становится, тем больше время, проведенное с ним, выматывает (плюс часто болеющий). Переживаю, что на тревожность ребенка повлияла в том числе  моя эмоциональная холодность, жесткость (оставляли одного засыпать в комнате, сильно кричал, не приходили). Повлияло ли как-то течение беременности и родов на нервную систему, СДВГ и тревожность, не знаю, это меня тоже до сих пор не отпускает. Мне вообще психологически легче все принимать, когда я чётко понимаю причину и следствие, когда причина неясна, то не отпускают тревожные мысли. Да и делать большинство вещей я буду только если четко знаю зачем. Как я сейчас понимаю, у меня тоже тревожность с детства, страх перед чем-то новым, низкая самооценка и неуверенность, стремление к контролю и порядку во всем, перфекционизм. Очень тяжело так жить, и мне, и в особенности , ребенку. Даже если играю с ним, то просто потому, что надо, у меня чаще всего нет живого интереса, а дети ведь прекрасно видят и чувствуют искренность и вовлечённость, есть она или нет (мне только в настольные игры интересно играть и читать, рисовать, например, потому что самой это нравится). Уже забыла , когда последний раз меня что-то до глубины души порадовало, никаких позитивных эмоций не испытываю. Что со мной не так, как я могу это исправить?
Зубкова Галина

Психолог
г. Томск
Психоаналитическая терапия
Ответ для: Даша
Здравствуйте, Даша. Вы рассказываете о вашем переживании связанном с рождением ребенка и между строчек улавливаются ваши теплые чувства к ребенку, они такие нежные и не смелые, что вы сами не верите себе. Понимаю, что ваши более ранние переживания по отношению к детям имеют посильнее "корень" чем то, что вы стали настоящей матерью. Конечно, было бы замечательно понять, что вы готовы работать над прояснением происходящих переживаний так вы обладаете важной способностью наблюдать за собой, и коль вы пришли к психологам то полагаю, что пришла пора помочь себе понять, разобраться, что такое любовь, что это за такое чувство материнства, что мешает осознанно принять в себе мать (хотя где-то в глубине души на самом деле вы это делаете) и сделать для себя выбор специалиста.
Каптурова Анастасия
Психолог
г. Красноярск
Позитивная психотерапия
Ответ для: Даша
Здравствуйте, Даша! Ваша ситуация абсолютно понятна, и то, что вы чувствуете, — это не ваша вина. Вы проделали огромную работу, осознавая свои эмоции, анализируя их и пытаясь найти выход. Это уже говорит о том, что вы — внимательная и ответственная мать, даже если вам так не кажется.
Что я увидела в вашем описании! Вы описываете эмоциональное выгорание, хроническую усталость и, возможно, депрессивные симптомы. Это не просто «я не чувствую любви к ребёнку» — это следствие многих факторов: - Отсутствие поддержки (муж не включён в заботу о ребёнке, нет эмоциональной близости с матерью). - Перфекционизм и гиперконтроль (вам тяжело, когда что-то идёт не так, как вы планировали). - Тревожность (постоянные вопросы: «Правильно ли я делаю?», «Что если я всё испортила?»). - Несоответствие ожиданий и реальности (вы представляли одно, а получилось иначе — и это нормально, так бывает у многих).
Вы не «плохая мать» — вы измотанная, одинокая в своих переживаниях женщина, которой не хватает ресурса. Мои рекомендации, что можно сделать:
1. Перестать винить себя. Ваша холодность — не «врождённое отсутствие материнского инстинкта», а реакция на стресс. Если бы вы действительно были равнодушны, вас бы не тревожили эти мысли.
Попробуйте: - Говорить себе: «Я делаю, что могу. Мне тяжело, но я стараюсь». - Не требовать от себя «любви» — сначала важно просто восстановить силы.
2. Найти поддержку Сейчас вы как аккумулятор на 1% — невозможно дать ребёнку тепло, если вам неоткуда его брать.
Что может помочь: - Попросить мужа о помощи (не как «ты должен», а как «мне очень тяжело, давай попробуем иначе»). Например: «Мне нужно хотя бы 2 часа в неделю только для себя. Давай распределим обязанности». - Найти того, кто сможет вас выслушать (подруга, психолог, группа поддержки мам). Вам необходимо выговориться без страха осуждения. - Хотя бы минимальная забота о себе (10 минут в день на чай без мыслей о ребёнке, короткая прогулка).
3. Работать с тревожностью. Вы спрашиваете: «Повлияла ли моя холодность на ребёнка?» — но важнее другой вопрос: «Что я могу сделать сейчас?».
Попробуйте: - Технику «5-4-3-2-1 (назовите 5 вещей, которые видите, 4 — которые слышите, 3 — которые чувствуете кожей, 2 — запаха, 1 — вкуса). Это помогает «вернуться» в момент, когда тревога накрывает. - Заменять «я должна» на «я выбираю». Например: «Я выбираю сейчас поиграть с ребёнком 10 минут, даже если не хочется» (это снижает чувство принуждения).
4. Вам тяжело играть — и это нормально. Не надо изображать «идеальную маму».
- Вместо игры — совместные дела (лепить пельмени, раскладывать носки, смотреть мультики с комментариями). - Короткие, но качественные моменты (10 минут чтения перед сном + объятия). Этого достаточно. - Если раздражение накрывает — выйти на минуту. Лучше небольшая пауза, чем срыв.
5. Вы пишете, что давно ничего не радовало — это признак депрессивного состояния. Начните с малого: - Вспомнить, что нравилось до материнства (музыка, рисование, фильмы) — и ввести это в жизнь хотя бы микродозами. - Вести «дневник маленьких побед» (сегодня я не кричала, сегодня мы вместе посмеялись над глупостью).
Самое важное, вы не «сломаны» — вы истощены. Материнство не обязано быть «счастьем» 24/7. То, что вы хотите измениться, уже значит, что вы хорошая мать.
Терапию провожу в интегративном подходе, владею техниками быстрой переработки негативных состояний и эмоций. Буду рада помочь, психолог Анастасия Каптурова. Консультации онлайн WhatsApp +79607744047 и Telegram @AKapturova_psy
Гурова Ольга
Психолог
г. Калининград
Гештальт-терапия
Ответ для: Даша
Здравствуйте, Даша. С вами всё так. Переполняться окситоциновой радостью материнства могут не все, и это нормально. Важнее ваше осознанное желание и понимание, какой мамой вы хотите быть. Ваше нынешнее состояние вполне может быть результатом затянувшейся послеродовой депрессии, тем более что все хлопоты о ребенке легли на ваши плечи. Я рекомендовала бы обратиться к врачу -психиатру, для уточнения диагноза и назначения мягкой фармтерапии. Имейте ввиду, что препараты начнут действовать не в первый день, и, по-настоящему облегчение вы ощутите на второй неделе приема, когда организм адаптируется.
Вы сможете быть устойчивой, любящей матерью своему сыну, как только позаботьтесь о себе и компенсируете собственные потребности и дефициты. Это как в самолёте — сперва маску на себя, потом на ребенка.
Онлайн консультирование в What's App (+79211610485)