Вопрос о самооценке - консультация психолога

Здравствуйте. Меня очень тревожит одна вещь в моей голове: когда я заводу знакомства с новыми людьми, начинаю общаться, наблюдаю. И понимаю что каждый чем то увлечен, есть интересы и тд, хотят развития в жизни. В момент в голове звучит фраза вроде "О нет, только не это, куда так спешить". Я понимаю что почему то не хочу, чтобы люди развивались.(это скорее подсознательно, потому что зла никому не желаю). Меня волнует вопрос: что это значит? Почему у меня появляются такие мысли?
У самого также есть интересы, но иногда забрасываю, становится неинтересно и тд. А так же ощущаю что мои интересы менее важны, менее обширные чем у других.
Помогите пожалуйста разобраться.
Квасов Александр

Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Лев
Здраствуйте. Возможно у вас с ними просто разные взгляды на жизненный путь? У них есть внутренняя мотивация, которая ведёт их, у вас её нету и от того вы не понимаете, что ими движет.
Что вы закладываете в эту мысль?
Цитата: О нет, только не это, куда так спешить
Лев
Пользователь
Ответ для: Квасов Александр
Закладывается в эти слова сам страх развиваться, страх перемен но "головой" я понимаю что это нужно делать.. для себя, не для того чтобы соответствовать другим. Касаемо мотивации да, проблема в том что во мне её нет. И не могу понять - простыми словами - откуда мотивацию взять когда ее нет?
Квасов Александр
Психолог
г. Минск
Экзистенциальная психотерапия
Ответ для: Лев
Не откуда. Мотивация - это желание достичь того, чего у вас нету. Если вас всё устраивает, то и мотивации не будет.
Почему вам страшны перемены? Чего вы боитесь потерять?
Панова Александра
Психолог
г. Видное
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Лев
Можно ли так сказать, что вы в своих увлечениях предпочитаете размеренный, привычный темп; иногда интересы меняются, забываются... И вот, когда вы слышите, что кто-то из знакомых увлечен чем-то, вам словно кажется, что он вас обгоняет, успевает и делает больше? Какое-то сравнение происходит в этот момент, возможно даже, страх чего-то не успеть? Отсюда внутренний вопрос: почему у них есть мотивация, а у меня нет? Что это за шутка такая, как она работает?
Панова Александра, +79067445330
Лев
Пользователь
Ответ для: Панова Александра
Стараюсь не сравнивать себя с другими, но ощущение что я сам стою - не покидает. Как паралич И да, иногда возникает ощущение гонки. Как я могу "регулировать" это состояние, хотелось бы разобраться. Ведь с одной стороны - все мы разные, разный темп и т.д. а с другой - время идёт, а изменений за собой не замечаешь. Хочется уйти от таких мыслей, понимаю что совсем уйти не получится, может даже проще жить с ними, но в любом случае не совсем понимаю, как их регулировать... Так как мне кажется что мысли и бесконечный поиск ответов мешает двигаться мне.
Басова Надежда
Психолог
г. Саратов
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Ответ для: Лев
Здравствуйте, Лев!
Вы пишете: "понимаю что почему то не хочу, чтобы люди развивались. ... Меня волнует вопрос: что это значит? Почему у меня появляются такие мысли?" Иногда Вы находитесь в гонке, а иногда стоите, и Вы хотите понять, как это регулировать.
Можно попробовать что-то увидеть через метафору (сказку или притчу), которая отражает малозаметную для Вас область отношений между людьми.
Вот, например, есть такая притча:
Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка – это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!» Чуть позже в мышеловку попалась змея – и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют.
Возможно, найдутся и другие истории, которые передают смысл того, как все люди связаны между собой, как многое из того, что кто-то делает только для себя, имеет значение и для других, бывает, что даже в самых неожиданных проявлениях.
На мой взгляд, Вы можете переживать снижение самооценки, некий застой в жизни или желание срочно наверстать что-то упущенное по той причине, что Вы не принимаете во внимание свою связь со всеми. Возможно Вы переживаете какую-то отделенность от других, возможно, Вы чаще противопоставляете себя другим, чем переживаете единение с другими.
Единение, или общность может быть выражена пониманием или ощущением общих целей, общих смыслов, пониманием важности своей роли в жизни других, независимо от того, понимают другие или нет Вашу роль в их жизни. Как в притче с мышкой: другие не понимали важность сообщения мышки.
В основе мотивации достижения в области отношений людей, в социальной сфере, находятся потребности, связанные с потребностями других людей. Социальная сфера - это сфера взаимодействий, взаимообмена, взаимосвязей и т.п.
Можно попробовать выполнить упражнение. Когда Вы видите, что другие развиваются, попробуйте мысленно сказать самому себе:
"Сейчас я узнал, что я хочу развиваться. И это благодаря сообщению данного человека. Благодаря тому, что он поделился со мной своими достижениями и интересами. Я благодарен ему за то, что сейчас могу ощущать, что я хочу развиваться. Что я тоже хочу .... (назовите, что именно, может быть это будет то же самое, что и у другого человека). Я ощущаю свой интерес к развитию. Я чувствую интерес к ... (такому-то делу)".
В этой ситуации можно попробовать проработать свою ценность во взаимоотношениях с другими, свои смыслы и роли. Это поможет укрепить Ваш контакт с общим полем деятельности, укрепить Вашу мотивацию.
Для этого можно отмечать, говоря про себя, что, например:
"Этот человек делится со мной своими достижениями, я тот, кто может его выслушать, я тот, кто может отразить его радость и гордость - словами и выражением лица, какими-то жестами, благодаря мне он может сейчас выразить свои чувства по поводу своих достижений и успехов, благодаря тому, что я слушаю его и помогаю пережить чувства, разделяя и отражая их, я помогаю ему по-новому осмыслить его события и достижения; рассказывая мне это и получая моё внимание и поддержку, он повышает свою самооценку, я вижу, что он становится радостнее. Когда я осознаю свою роль в том, что я перечислил, я чувствую душевный подъем, радость, гордость, уверенность, интерес и желание действовать".
Это примерные слова, у Вас могут быть какие-то свои слова. Но слова из примера тоже можно использовать.
Можете для начала попробовать вспомнить какие-то похожие ситуации, когда Вы о чем-то узнаёте, или с Вами делятся своими успехами, можете просто смоделировать какую-то подобную ситуацию и в своем воображении проиграть эту роль, сказать эти слова и отметить свои чувства при этом. Также попробуйте наблюдать за всеми явлениями и событиями в Вашей жизни, которые связаны с общими интересами, потребностями, чувствами других людей.
С уважением Басова Надежда Анатольевна +79372254956, Viber, WhatsApp
Панова Александра
Психолог
г. Видное
Личностно-центрированная терапия
Ответ для: Лев
То, что вы описываете, похоже на конфликт двух ценностей. Одна - это сохранение вашей индивидуальности, право на свой собственный путь, а другая - определенные достижения, которых вы хотите добиться. Уйти от этих мыслей, значит, уйти от разрешения этого конфликта. Подобные вопросы не решить, отмахнувшись от них. С ними необходимо встречаться, внимательно всматриваться и искать такой способ решения, который поможет вам двигаться, не чувствуя что вы от этих ценностей отказываетесь. Или осознанно понимать, ради чего отказываетесь, это тоже вариант.
Панова Александра, +79067445330