Брат начал испытывать тягу к алкоголю - консультация психолога

Меня зовут Никита, 28 лет. Женат, есть сын 3 года.  Я работаю в полиции. Живу с женой и ребенком в трехкомнатной квартире. Но в этом году мой младший брат Дима, которому 18 лет, поступил в университет в городе, в котором я сам проживаю. И родители попросили поселить брата у меня, у нас есть свободная комната. Они боялись отдавать его в студенческое общение, чтобы он не влез в дурную компанию. Дело в том, что мой брат в школе был очень замкнутым человеком, у него не было друзей, он был отличником, можно сказать "ботаником", из-за чего его сторонились одноклассники, некоторые издевались над ним. После переезда ко мне, по сути ничего не поменялось. Он пошел на первый курс, весь сентябрь был режим "дом-универ-дом". Спрашивал у него, появились ли друзья, приятели, отвечал, что ему самому хорошо. Я был недоволен, что он нам не помогал с уборкой дома, отказывался даже в магазин за продуктами сходить, все время сидел за учебой и почти не интересовался ни моими делами, ни жены.  С моим сыном (своим племянником) тоже отказывался играть как-либо, все время в своем внутреннем мире жил. Хочу заметить, что Диму содержу в основном я, родители дают жалкие гроши. Но это все ладно. Дальше дело было в начале октября. Мне позвонил брат, и сказал, что домой вовремя не придет, они где-то с одногруппниками собрались что-то отмечать. Я обрадовался, наконец-то, может у него друзья появятся все-таки. Но он не возвращался очень долго, отключив при этом телефон. Я начал волноваться. Неожиданно мой брат возвращается после 23:00 да еще в нетрезвом виде. Он хорошенько напился, наверно первый раз в жизни. Я вовсе и не собирался его за это ругать, ну подумаешь, человек первый раз в жизни отдохнул нормально. Я думал он ляжет спать и наутро будет все как прежде. Но не тут-то было. Он начал агрессивно мне высказывать с применением матерной речи, о том, что родители  его не любили никогда, он им не нужен был, они его заставляли учиться хорошо, чтобы удовлетворить свои амбиции. Потом выяснилось, что я его тоже никогда не любил как брата, никогда не говорил с ним по душам и не поддерживал его. При чем он так орал, что аж соседи прибежали на крик. Потом начал кидаться на меня с кулаками, и мне не осталось другого выхода как заломать ему руки и привязать наручниками к стулу на всю ночь, чтобы успокоить. Я был в шоке от его поведения. На следующее утро он проснулся и начал просить у меня прощения, говорит, что ему стыдно за то, что он сказал, и что больше так не будет. Я простил его, но в то же время сказал брату, что он будет наказан на месяц следующим способом: домой он должен возвращаться не позже 7 (хотя до того инцидента возвращался всегда до 6), а по выходным никуда нельзя ходить; помимо уроков он (только он) должен заниматься уборкой по дому в течении месяца; каждый вечер под моим контролем он будет отжиматься по 50 раз. Две недели Дима это все послушно делал и выполнял (хотя отжимался 50 раз в несколько подходов, сразу не мог). А потом снова что-то случилось. Я прихожу поздно вечером с работы, а жена говорит, что Дима закрылся в своей комнате и не выходит. Я захожу, а он сидит с двухлитровой бутылкой пива, которую тайком купил по дороге с универа, и сам в одиночку пьет. Я спрашиваю что это такое, он говорит: "у меня тоже должна быть какая-то радость, ты со мной обращаешься как с зэком, никуда не выпускаешь, устанавливаешь нормативы". Я ему говорю: "я тебя люблю, ты мой брат, и я желаю тебе только добра. Ты никогда раньше не думал пить алкоголь, всегда был против него. А теперь что?" Дима говорит: "не знаю, что-то перемкнуло". Я отобрал у него пиво, а он опять начал орать, что я его не люблю и не уважаю, что он никому не нужен в этом мире, начал все громить в квартире, бить себя в грудь, потом резко ударил меня в лицо. Мне ничего не осталось делать как начать защищаться, снова применить силу и снова приковать своего брата наручниками к стулу на всю ночь. Я боялся за жену и ребенка. На утро я отпустил его, он снова начал просить у меня прощения ("Никита, братишка, прости меня, я больше так не буду"). Просто когда он нормальный, я для него - братишка, а когда он выпьет хотя бы пива - то я резко становлюсь мразью, тварью и вонючим копом, который заставляет ему насильно учиться на отлично и быть первым во всем. Я его по-прежнему простил и пошел на некоторые уступки, я сказал, что отменяю его наказание, он становится полностью свободным, но при условии, что больше ни капли в рот и никаких мордобоев. Он согласился на это. Следующие две недели прошли нормально. Дима хорошо учился, хорошо сдал свой первый осенний модуль. С ноября их перевели на дистанционку, он большую часть времени проводит дома, и у него началась депрессия. Говорит, что не хватает общения со сверстниками, одногруппники все разъехались, он домой к родителям ехать не хочет, так как там нет друзей и в принципе не было никогда. Да и на новом месте друзей тоже нет. Я говорю, не расстраивайся из-за этого, у тебя на первом месте должно быть получение образования, вот и учись. Предлагал записать его в какую-то секцию, отказывается, говорит что неинтересно ему это все. Предлагал пойти вместе с ним на турники позаниматься, тоже отказывается. Часто сидит плачет в одиночестве. Буквально вчера говорит: "Никитос, дай мне денег на пиво, мне просто плохо на душе, выпить хочу,я на тебя кричать и бить не буду, обещаю, могу даже с тобой выпить". Я ответил: "Димон, лучше не увлекайся алкоголем, до хорошего это не доведет, не нужно". Я боялся, что он снова станет агрессивным, мне тоже не хочется еще раз получить по морде ни за что и применять силу в ответ. Дима снова начал истерить и плакать, говорить, что я его не люблю и презираю. Драться, к счастью, не лез. Я ответил, что если бы я его не любил, он бы жил в студенческой общаге с придурками и наркоманами. Обиделся на меня и сегодня целый день не отвечает на мои звонки. Скажите, что мне делать теперь? Раньше брат был отличником, гордостью семьи, послушным ребенком, который не курит и не пьет. Он и сейчас остался отличником, но после той первой вечеринки с одногруппниками он словно вкусил какой-то запретный плод, его начало тянуть к алкоголю, и все попытки это пресечь делают только хуже. Что предпринять, подскажите. Спасибо.
Скарбан Ольга

Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Ответ для: Никита
Никита, здравствуйте.
Если честно, мне очень жаль вашего брата. Похоже, что в вашей семье его привыкли видеть (а может и требовали от него, возлагали большие ожидания) отличником и спокойным послушным парнем, а по-настоящему сблизиться с ним никому не удалось... Грустно это.
Что вы можете сделать? 1. Предложить брату психологическую помощь, работу со специалистом (одним советом здесь не обойтись), не потому, что "с ним что-то не так", а чтобы он смог разобраться в себе, понять свои эмоции, научиться их экологично выражать и многому другому. Важно правильно преподносить предложение работать с психологом, не давить и требовать. Но выбор (обращаться к специалисту или нет) будет все равно за ним.
2. Старайтесь не требовать, не давить на брата. Чем больше вы будете это делать, тем больше вы можете получить обратный эффект. Ему нужна поддержка и любовь (о чем он сам говорит), а не контроль его жизни, к примеру, как ему учится, где учится. Вы можете уточнить, как именно он хочет, чтобы вы его поддержали, и дать ему такую поддержку, если конечно можете. Рассмотрите разные варианты, возможно, вашему брату будет лучше жить в общежитие с такими же студентами, учиться там взрослой жизни, а не под постоянной вашей опекой и ощущения контроля.
3. Понимаю, что вам тоже непросто в этой ситуации - быть по сути как отец своему брату, хотя это вовсе не ваша обязанность. Поддержка психолога вам тоже была бы полезна.
Ольга Скарбан, психолог. Если у вас есть желание и готовность глубже разобраться в своей проблеме, приглашаю на консультации,+48 573851838 (пишите в любой мессенджер)
Пустовойтова Елена
Психолог
г. Санкт-Петербург
Эмоционально-образная терапия
Ответ для: Никита
здравствуйте, Никита!
Вы пишите, что раньше брат был отличником м гордостью. А для кого гордостью? для семьи, для Вас. А ему это доставляло счастье, радость? Вы сами пишите, что он не общался не с кем, что только сидел и учился. А почему? потому что не самостоятельный, делал все что ему сказали. Очень грустно, но Ваш брат не смог за свою жизнь понять себя и свои желания, а просто пытался оправдать ожидания старших.
Когда он выпил, весь его гнев за то что его не принимают, как личность, а только говорят что делать, гнев за то что он не реализован, вышел наружу и потому он орал и дрался с Вами.
А в ответ что получил? еще больший контроль и унижение, Вы ему как подчиненному говорили, что и когда нужно делать. Добавит ли ему это самостоятельности и уверенности? Нет, не добавит, а лишь укрепит в том, что он несамостоятельный и им нужно управлять вплоть до количества отжиманий
Цитата: Раньше брат был отличником, гордостью семьи, послушным ребенком, который не курит и не пьет. Он и сейчас остался отличником, но после той первой вечеринки с одногруппниками он словно вкусил какой-то запретный плод, его начало тянуть к алкоголю, и все попытки это пресечь делают только хуже.
Никита, и Вы правы, брат начинает сворачивать не на ту дорожку. Но почему так происходит? Предполагаю, что потому что не чувствует себя уверенно, что не чувствует любви и поддержки близких и из-за ощущения внутренней пустоты.
Что делать? Позволить ему быть самостоятельным. Однако в переписке этому не научить, или же самостоятельно ищите пути или рекомендуйте работать с психологом.Ё
С уважением, Елена
Зверева Светлана
Психолог
г. Минск
Гештальт-терапия
Ответ для: Никита
Здравствуйте, Никита!
Вы столкнулись с нормальной подростковой агрессией, которой очень долго ваш брат не давал выхода, подавлял ее в себе, опасаясь отвержения и наказания со стороны родителей и с вашей.
Я понимаю, что она вас напугала, так как вы не подозревали о ее наличии и не думали, что она и на вас распространяется. Как ни абсурдно для вас это прозвучит, то, что он ее стал проявлять это ОЧЕНЬ хорошо, это более нормально, чем вам кажется сейчас. Если он не будет этого делать, то обратит ее против самого себя и заболеет, скорее всего депрессией, станет плохо учиться, станет очень апатичным и начнет думать о самоубийстве. Или станет пить, наркотики принимать и делать все то, чего вы так боитесь и стараетесь оградить. Из отличника превратиться в забулдыгу.
Вашему брату нужна помощь психолога, чтобы он научился выражать свою агрессию в приемлемой форме, без мордобоя. Потому что и вы не должны получать. Но он просто не умеет выражать злость. И все его слова вам не означают, что он вас не любит и не видит вашего хорошего отношения к нему, но ему больно, больно давно и сейчас он смог хоть как-то эту боль выразить.
Похоже, при всей вашей любви, вы не очень хорошо знакомы со своим братом, его чувствами и переживаниями, с тем как он себя чувствует в семье, чего хочет в жизни. Это не упрек, поверьте, просто у вас большая разница в возрасте.
Сейчас вы взяли на себя функции отца, наказываете, запрещаете, тренируете и т.д. А ему похоже и правда больше нужен тот с кем можно поговорить по душам. Тот кому он сможет рассказать о том, как ему трудно и одиноко, пожаловаться на свою жизнь. Какой бы замечательной не казалась вам его жизнь, но он чувствует иначе.
Пока он живёт у вас вы вправе требовать от него соблюдения правил вашего дома, адекватных, например мыть за собой посуду, убирать комнату свою, ходить пару раз в магазин, опускать стульчак, но комендантский час или играть с вашим ребенком - это вы не вправе от него требовать.
Предложите ему пойти к психологу, это самый лучший выход.
Буду рада помочь. Viber +375 29 5616653 Telegram @Sv_Zv
Радиончик Юлия
Психолог
г. Брест
Гештальт-терапия
Ответ для: Никита
Здравствуйте Никита! К сожалению вы можете только дать понять и показать иную сторону медали всей ситуации. Жизнь брата и решения его, за которые он обязан лично нести ответственность.
Удачи и мудрых решений вам!Обращайтесь! (Viber, Telegram) – 375 29 525-89-11 – буду рада Вам помочь! https://male-meerkat.contact-me.info
Яковлева Марина
Психолог
г. Краснодар
Поведенческая психотерапия
Никита, здравствуйте.
Скажите, какие у вашего брата отношения с родителями? Вы пишите, что он был ботаником, отличником. А чувствовал ли он себя счастливым? Когда он вам выговаривал за родителей, это был его крик души. Общаясь сейчас с однокурсниками, возможно он начал осознавать, что ни друзей, ни девушки у него нет. Он не может проживать своей жизнью, он всегда находится в чьем-то подчинении, в зависимости. Раньше его контролировали родители. Требовали хорошей успеваемости. Сейчас идет контроль с вашей стороны. И это понятно. Вы за него переживаете.
Но у него никогда не было самостоятельности. Дом - учеба. Вот он и сорвался. Ваши страхи и беспокойства вполне обоснованы. Но скажите: вы знаете чего хочет ваш брат? О чем мечтает? Чего он ждет от своей жизни?
Сейчас вы для него не просто старший брат. Он живет у вас в семье, значит на вас лежит доля ответственности за него.
Постарайтесь стать для него не только братом-воспитателем, но и другом. Поддержите его. Ему сейчас сложно разобраться в себе, вот его и кидает, то в положительную сторону (быть примерным и послушным), то в отрицательную (от чувства одиночества и непонимания окружающих - напиться и забыться). А потом выходят все обиды. Ведь под воздействием алкоголя человек становится более агрессивным. Ему конечно становится стыдно и чтоб все сгладить, он вас во всем слушает и ведет себя примерно. Но обида не прошла. Она просто утихла внутри него. До следующего раза. Более того, обида становится с каждым разом все больше и больше. Новые меры воздействия делают его еще более агрессивнее.
Общайтесь с ним не как с ребенком, а на равных, как друг, как мужчина с мужчиной. Без оскорблений и унижений. Это очень важно.
Он вам не помогает, значит он не чувствует своей ответственности. Давить в этой ситуации просто бесполезно. Человек должен осознанно понимать, что он уже не ребенок и у него есть определенные обязанности. Он не чувствует своей значимости. Вы ему доверяете? Попробуйте дать ему эту значимость, чтоб он понимал, что он член вашей семьи и на нем, например, закуп продуктов или забрать ребенка из садика. Это образные примеры. Вовлеките его в вашу жизнь. Он не должен быть сам по себе. Пьет он от отчаяния и одиночества, от недопонимания и противостояния. У него внутри происходит внутренний конфликт. Не желание подчиняться и стать самостоятельной личностью и при этом не ругаться с вами. Ведь он сейчас очень сильно от вас зависим.
Ваша задача дать понять брату, что ваша потребность в его безопасности - это поддержка и принятие его, как личность. Сформируйте между вами чувство доверия. Он не должен вас бояться. Он должен вам доверять и делиться с вами своими переживаниями. Когда вы будете знать, что у него внутри, вам легче будет ему помочь в реальности. Помогите справиться ему с негативными убеждениями: что он один, что он никому не нужен. Чем больше тепла, внимания и понимания вы ему дадите, тем меньше обид, злобы и агрессии будет в нем зарождаться. А значит, не будет надобности прикладываться к бутылке. Заполните его пустое пространство интересными увлечениями. Пусть не сразу, но со временем его мировоззрение начнет меняться и он перестанет вас бояться, а начнет вам доверять.
Никита, просто поймите для себя, что силовые воздействия не приемлемы между двумя родными людьми. Только терпением и вниманием можно изменить отношение вашего брата к алкоголю.
Вы семья и это очень важно. Да, он не такой, он другой. Примите его таким и помогите разобраться в этом сложном для него мире. Удачи.
Ватсап: +79615164425 Эл. почта vktyf100@yandex.ru С уважением, Марина Ян.
Никита
Пользователь
Ольга, спасибо большое за Ваш ответ! Теперь я согласен с Вами абсолютно по всем пунктам. Но у меня все равно остались вопросы. Вы говорите, не давить и не требовать. Я согласен. Я не требую от него только хороших оценок, но что делать с алкоголем? Когда он повеселился с одногруппниками в первый раз и выпил, я сначала даже наоборот обрадовался, что у него компания появилась, но когда пошла агрессия в мой адрес, я испугался за жену и ребенка, ладно пусть он мне морду бьет, но дену и ребенка я в обиду не могу дать. Поэтому мне пришлось к счастью или к сожалению применить те навыки, которые у меня есть. Но я не хочу быть "полицейским" для своего брата. Я хочу его любить и чтобы он меня любил. Вот сейчас я вернулся с работы, а Дима сидит и снова пьет пиво, и даже "привет" мне не говорит. Что мне делать в этой ситуации? Я не хочу снова скандалов и мордобоя, с меня хватит
Бычкова Анна
Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Никита, здравствуйте!
Спасибо Вам за подробный рассказ, он дает возможность ориентироваться в развившейся ситуации.
На мой взгляд, Вы очень вовремя обратились... Момент воспринимается по внешним признакам как переломный в судьбе Вашего брата - его прежняя модель жизни (которая близким и нравилась, и в то же время была отрешенной от социума) оказалась не совсем совместимой с молодежным кругом общения и взрослой жизнью. И мало того, что ему важно учиться, жить гармонично в Вашей семье с Вашими порядками - нужно еще адаптироваться к кругу контактов, приобретать комфортную социальную роль. 18-летие это тот возраст, когда жизнь уже взрослая, а взгляд на жизнь - из детства. Кому-то приходится с этим диссонансом очень тяжело. Возможно, Ваш брат себя сейчас чувствует более одиноко, чем во времена отличной учебы в школе. И ему сейчас как никогда может быть нужна поддержка, внимание, чуткость окружения. Соглашусь с коллегами, что брату будут полезны консультации специалистов. Как системный психолог и гештальт-терапевт, могу предложить индивидуальные и семейные консультации, а также работу с эмоциональным интеллектом и контактированием.
Скарбан Ольга
Психолог
г. Москва
Гештальт-терапия
Ответ для: Никита
Никита, понимаю вашу тревогу.
Сейчас получается, что алкоголь для вашего брата - это единственное средство с помощью которого, он может проявлять разные свои эмоции (а не только кротость): свою боль, злость, обиду, разочарование.. Это все нормальные чувства живого человека, нормально их чувствовать и выражать. Конечно, хочется подобрать для этого более экологичный способ, чем алкоголь. Самый подходящий - психотерапия, это место, где есть поддержка, принятие и свобода в выражении себя. Когда ваш брат познакомится и научится обходится со своими эмоциями, алкоголь для снятия напряжения и внутренних запретов уже не нужен будет ему. Так что мои рекомендации остаются те же: помощь специалиста и ваша поддержка. Дайте понять брату, что вы равные, будьте с ним откровенны, делитесь с ним своими эмоциями и историями, когда чувствовали себя растерянным, испуганным, нуждающимся в поддержке (наверняка ведь были у вас такие ситуации в жизни). Попытайтесь через это стать ближе. Спросите, что он ждет от вас?
Также должна отметить, что заставить против воли другого взрослого человека (пусть и младшего брата) измениться, стать другим, не пить алкоголь вы не сможете. Возможно, настанет момент, что вы примите решение отправить брата в общежитие. Так или иначе, он взрослый человек и лишь ему отвечать за свою жизнь и за то, как ею распорядиться. Поддерживать контакт с братом при желании вы можете и живя раздельно.
Пылаева Наталья
Психолог
г. Москва
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
Здравствуйте, Никита!
Брату сейчас очень не просто. В детстве его заставляли учиться, сейчас у него строгий брат, а когда у него начнется своя жизнь? Он ощущает, что от него требуют только учебы, но не видят в нем другого человека, не слышат его самого, не чувствуют его, не понимают. Ему не хватает понимания, разговора, принятия его таким, какой он есть. Сейчас брат учится, взрослеет. А принимает ли он решение в своей жизни? Ведь ему 18 лет и нужно учиться принимать решение, брать на себя ответственность. А Вам важно подсказать ему, но не решать за него. Важно понять, чем хочет заниматься брат, помимо учебы. Конечно, учеба важна, но не только это есть в жизни человека, есть и другие интересные моменты, увлечения, хобби в жизни.
Возможно, брату нужно обратиться к психологу на индивидуальную консультацию, чтобы разобраться в себе, возможно, к психотерапевту на индивидуальную консультацию, чтобы он разобраться в своих переживаниях. Предложите ему обратиться к психологу.
Вы также можете обратиться к психологу на индивидуальную консультацию и более подробно разобраться в своих переживаниях.
Никита
Пользователь
Уважаемые психологи. Очень благодарен вам всем за Вашу отзывчивость и советы. Сейчас пытаюсь поговорить с братом, все никак. Он сам выпил 2 литра пива и сидит слушает музыку в наушниках и ни с кем не хочет разговаривать. Я ему говорю: "Дима, давай поговорим, я не буду тебя привязывать к стулу, не буду бить, можешь мне еще раз дать в морду, если хочешь, но давай поговорим". На что он пьяным голосом ответил: "отвали, коп вонючий". И что делать, как достучаться, тоже не знаю. Я уже звонил родителям, попросил поговорить с ним, он даже их послал на три буквы. Хорошо, что хоть драться не лезет.
Никита
Пользователь
Елена, спасибо большое за Ваш ответ! Да, безусловно, я тоже перегнул палку с мерами воспитания. Думаю, что в тот момент, когда он меня ударил, можно было ударить его в ответ, но привязывать наручниками к стулу на целую ночь - это было слишком. Я просто знаю, что 2 часа так высидеть непросто, а то целую ночь. И с отжиманиями я переборщил. Во мне в том момент тоже заиграл "правильный" мальчик, меня родители тоже "правильно" воспитывали, но я в отличие от Димы оказывал им сопротивление хоть какое-то. Поэтому завтра с утра надо будет разговаривать с Димой на его трезвую голову.А то сегодня он пропустил дистанционные занятия и устроил все вышеперечисленное. И это за то, что я вчера не дал ему денег на пиво
Никита
Пользователь
Светлана, спасибо большое за Ваш ответ! Соглашусь с Вами, что я плохо знаю своего брата. Я уехал 11 лет назад с родительского дома, ему было 7 лет. Рос фактически без меня ну общаясь больше на расстоянии. Конечно его агрессия стала неожиданной, и с ней нужно научиться что-то делать, поскольку я не хочу каждый день тратить свои деньги на его алкоголь, а в знак благодарности по морде получать. Буду завтра с утра говорить с ним, когда он протрезвеет. Буду говорить о том, что нужно пойти к психологу, а я буду рядом всегда и везде его поддерживать.
Никита
Пользователь
Юлия, спасибо большое за Ваш ответ! Безусловно Дима сам несет ответственность за свою жизнь. Но я не хочу, чтобы брат наломал дров и попал в места не столь отдаленные. Этого допустить не могу
Никита
Пользователь
Марина, спасибо большое за Ваш ответ. Какие отношения у него с родителями? Я думал, что хорошие. Но как оказалось только с виду хорошие, а на самом деле Дима их ненавидит, как и меня в принципе. Я теперь представляю как он себя чувствовал все эти годы. Друзей не было, меня рядом тоже не было, я учился, затем строил карьеру, брату честно сказать, не часто звонил, а приезжал еще реже. Да и когда начал жить у меня, то у нас не получалось разговора по душам, я целыми днями на работе, график ненормированный, могут и среди ночи вызвать. Хотя я понимаю, что это меня не оправдывает. Родители заставляли его учиться из-под палки, а он боялся быть непослушным. Да по сути и сейчас таким не может быть без 2 литров пива. Но теперь все, я решил, никаких правил, никаких запретов, никаких наказаний (а по сути пыток), разговор по душам и обращение к психологу.