В продолжении темы психогенного переедания и булимии предлагаю этот текст.
Если помыслить о различиях отношения к питанию, еде у женщин с психогенным перееданием, булимией и без нарушений в данной сфере, то можно заметить важную особенность первых в формулировке «запроса» к психологу. Вспоминая клиентские случаи из моей практики, могу заметить, если у клиентки, по её мнению, есть лишний вес (даже при установленном диагнозе нервная анорексия), то вначале нашей работы обычно звучат жалобы на «проблему еды». Еда демонизируется, вызывает чрезмерную навязчивую озабоченность, препятствуя осознанию болезненных процессов в реальных отношениях таких людей. Еда становится фокусом труднопереносимых эмоций, системой наказания и вознаграждения.
Как это начинается?
С самого рождения для нас давать пищу, лакомство являются выражением заботы, внимания, теплоты и привязанности к близким и любимым. Младенец погибнет без материнского «молочка». В нём сконцентрировано и передаётся от матери к ребёнку вся любовь и всё необходимое для него на этом этапе развития.
Однако подрастая, ребёнок нуждается в большем, чем просто питание, его потребности расширяются и очень скоро способность родителей к эмоциональной регуляции состояния ребёнка и адекватному реагированию на его поведение определяют его начальный жизненный опыт и ранние травмы. Ведь ещё в младенчестве у ребёнка существуют разные виды плача для разных потребностей.
Бывают такие семьи, где еда предлагается ребёнку как единственный способ утешения, эмоциональной поддержки и средство отдыха. Еда может быть «болеутоляющим» в тяжёлой семейной атмосфере. Это бывает по разным причинам.
Например, сами родители так воспитывались, и они воспроизводят знакомый для себя способ справляться с жизнью, с неприятными эмоциями. Возможно у матери истощён её внутренний эмоциональный ресурс, ей самой недостаёт любви и заботы чтобы отвечать различными способами на желания ребёнка. Личностные трудности родителя также являются барьером в других способах эмоционального контакта с ребёнком, а через еду как-то проще получается. Например, еда может становиться единственным доступным способом выразить заботу о ребёнке от эмоционально холодной контролирующей матери. И тогда еда становится радостью, наслаждением и поддержкой для ребёнка в таких семьях. Ребёнка перекармливают едой до рвоты, но он пребывает в сильном дефиците других способов заботы.
А какие у Вас отношения с едой? Возможно еда помогает при невозможности выразить злость, используется как средство от тревоги и одиночества. Проглатывая страх жизни и заглушая эмоции едой формируется и закрепляется паттерн переедания или всепоглощающего строгого самоконтроля, где не возможно получать удовольствие от еды. Тогда наслаждение жизнью становится запретным и «грязным», а близкие тёплые отношения не получаются.
Приглашаю в индивидуальной работе исследовать и разбираться как устроены Ваши отношения с едой, и как это связано с другими сферами Вашей жизни.