Природа человека устроена так, что внутри у каждого из нас есть стремление к самореализации- это силы эволюции, побуждающие к развитию.
В каждом из нас заложены такие силы, которые нельзя ни приобрести, ни набрать как навык. Это силы роста, силы, заложенные во всём живом.
Эти силы побуждают человека к самоосуществлению и раскрытию заложенных в нем способностей, талантов, особых даров, проявлении своего подлинного «Я».
Геннадий Шпаликов
Тебе со мною скучно,
А мне с тобою — нет.
Как человек — ты штучна,
Таких на свете нет.
Вас где–то выпускают
Не более пяти,
Как спутник запускают
В неведомой степи.
Эта сила уникального и неповторимого «Я» и есть глубинный источник роста и самореализации.
Но многие неблагоприятные условия могут помешать зерну прорасти так, как заложено природой.
Как для любого растения нужны определённые условия для роста и процветания всех заложенных природой задатков, так и для человека важны предоставленные ему условия, при которых он может уникальным образом развиваться, самовыражаться и строить отношения.
Нужда в благоприятной обстановке свойственна всем людям, нужда в безопасности, в любви, свободе, в праве на выражение своих эмоций и чувств, мыслей и потребностей.
Человек в процессе роста нуждается в помощи и поддержке.
Идеальная картина часто нарушается неблагоприятными внешними условиями.
Поэтому, в жизни часто приходится «бороться» за самореализацию, самоосуществление.
Часто взрослые рядом с ребёнком могут быть настолько поглощены своими собственными проблемами, что просто неспособны думать о ребёнке как об отдельной самобытной личности. Кроме того, они могут быть просто неидеальными воспитателями и сами нуждаться в помощи.
Это комплекс факторов-и просто не повезло, мы растём там, где бросили зерно.
Вполне объяснимо, что ребёнок выстраивает определённые поведенческие стратегии в общении с миром, с наиболее важными фигурами из своего окружения с одной важной целью- смягчить, со слов Карен Хорни, базальную тревогу.
Эти бессознательные стратегии впоследствии выстраивают жизненный путь человека.
Хорни определяет такой выбор так:
— цепляться за более могущественное лицо
— уходить эмоционально
— вступать в конфликт
К. Хорни пишет: «он может идти к людям, против людей, или прочь от людей».
Вопрос в том, доходят ли эти стратегии до крайности или становятся совокупностью стратегий, нормализующих здоровые межличностные отношения.
Эти схемы внутреннего конфликта в большей степени являются защитными механизмами, чем продуктами культуры.
В соответствии с главной установкой формируется, растёт и изменяется личность.
Борьба с целью уменьшить тревогу и адаптироваться к среде приводит к ослаблению внутренних сил и невозможности раскрыть и развить данный природой потенциал.
Начинается поиск суррогатной уверенности в себе, поиск компенсации.
Происходит отчуждение от себя, соревновательность, изолированность и чувство «неполноценности или некой недостаточности».
Тем не менее, в человеке всегда живет потребность выразит себя, свою силу и значимость.
Вследствие этого бессознательно начинает воображаться и «лепиться» идеальный образ себя с целью создания социального фасада, одобряемого обществом и подстегиваемое СМИ.
Зачастую этот процесс и воспринимается субъектом как процесс самореализации. Но на самом деле, все усилия направлены на выражение и предъявление вовне идеального себя.
Этакая погоня за славой, торжество честолюбия, усовершенствование себя до идеального «Я». Степень и формы могут быть различны, от манипуляций, признания, популярности, восхищения до власти и почестей.
При этом человек выстраивает свою жизнь в соответствии с «я должен», чтоб быть принятым, быть в безопасности, он забывает о своих реальных желаниях «я хочу».
Здесь можно наблюдать слияние идеального «Я» с истинным «Я», что влечёт за собой отдаление от своего истинного «Я».
Кто осмелится провести черту между здоровыми побуждениями к расширению своих умений, стремлению к развитию и погоней за славой и социальным одобрением.
Действительно, многие достигают в подобной гонке ощутимых результатов. Но добившись этого вдруг приходит осознание того, что покоя и мира в душе нет, что самореализация продвигалась не в том направлении, и все попытки были тщетны.
Возникает страх «упасть с высоты», теряется ощущение «здесь и сейчас».
Сверка с реальным собой и реальностью кажется невыносимой.
Следует задаться вопросом о побудительных мотивах в этой борьбе за самореализацию.
Создание социального фасада, одобрение и власть, как компенсация и реванш за унижения в детстве, или процветание и развитие заложенных природой задатков и способностей. Сложно уже обнаружить и «услышать» эти истинные потребности, так как на всём протяжении взросления они не были востребованы. Для обеспечения безопасности и поддержания «идеального Я» оттачивались совсем другие навыки и стратегии.
ВОПРОС:
«Каким мне надо быть в погоне за «идеальным Я» и социальным одобрением, или какой я настоящий, чего я хочу на самом деле.
Каков зов жизни на самом деле — к власти, или любви и свободе?»