<<< Все статьи психологов
Басова Надежда Автор: Басова Надежда
11 марта 2020 г.
1820

Юнгианский анализа сказки, написанной в контексте психологической работы по методу «сказкотерапия»

сказка аленький цветочек
Юнгианский анализа сказки, написанной в контексте психологической работы по методу «сказкотерапия»
Проследить за тем, что происходит сейчас и откуда берет начало, то, что происходит, а также подумать о том, к чему это может привести.

В сказкотерапии существует возможность увидеть картину развертывания внутренних психических процессов. Проследить за тем, что происходит сейчас и откуда берет начало, то, что происходит, а также подумать о том, к чему это может привести.

Попробуйте написать сказку, выбрав первых пришедших на ум сказочных персонажей.

Не смущайтесь, если сказка будет похожей на давно уже известные истории. Это даже во многом говорит о том, что Вы в своем психическом пространстве находитесь ближе всего к коллективному бессознательному, между вами нет препятствий.

Вот пример сказки, которую автор назвал, перед размещением здесь мы ее вместе отредактировали, переписали, но не изменили содержание:

Сказка о Настеньке и Лесном Чудище

Настенька жила в небольшом городе. У нее были мама и папа. Она ходила в школу, где её учили собирать цветы. Когда она была маленькая, она любила очень редкие алые цветы, которые росли в лесу. Их ей привозил папа. Он был учёным. Он исследовал редких лесных чудищ. Лесные чудища – это странные заколдованные создания невероятной силы и духовного содержания.

Однажды папа привёз Настеньке редкий алый цветок. Ей понравился его горьковатый пряный запах, а рисунок на лепестках напоминал голограмму.

Настенька и аленький цветочек. Источник картинки

Если смотреть на лепестки, то можно было увидеть очень многое, но только надо было уметь смотреть. В тот раз Настенька увидела волшебный зАмок на лепестках.

Она мечтала о том, чтобы поехать туда и походить по его двору, заглянуть во все комнаты, чтобы сидеть у фонтана и любоваться сказочной архитектурой и разводить там сады и клумбы с этими дивными цветами.

Чудище Лесное было когда-то мальчиком и  жило в старинном городе. У него была хорошая добрая семья. Он ходил в школу, где изучал плавание на кораблях. Он не любил женщин, мало с кем дружил и был эгоистом.

Однажды, когда он уже был молодым человеком и работал капитаном на торговом судне, он заплыл на своём корабле в одно заколдованное место. Выплыть из которого можно было, если только выполнишь условия злой волшебницы, повелевающей там. Это были странные для молодого капитана условия. Он отнёсся к ним неуважительно, пренебрегая глубиной тайны, с которой соприкоснулся, он попытался самостоятельно выбраться из паранормального места. И, в конце концов, рассердив злую волшебницу, он был ей заколдован. Она превратила его в Чудище лесное.

Чудище Лесное. Источник картинки

Он был помещён в красивый старинный замок, таким образом, что оставался невидимым для всех людей. Никто не знал о его существовании. А он жил там, в обличии Чудища Лесного, но он  мог перемещаться по всем лесам планеты, иногда возникая в самых неожиданных местах перед людьми, пугая их. А там, где он ходил, вырастали те самые редкие алые цветы.

Настенька однажды увидела в каталоге тот замок с лепестка цветка и поехала полюбоваться им. Там было полно туристов и место было шумным. Чтобы соприкоснуться поближе со своей мечтой, она пошла вглубь замка, в уединённую комнату… двери закрылись, и она не смогла выйти.

Она уснула.

Когда Настенька проснулась, она увидела, что находится в огромном помещении и лежит в постели, рядом стояла еда, и никого не было.

Но она спала не одна. У неё была близость, о которой она не помнит.

Она спросила: «Кто здесь? Кто был со мной?» И очень приятный голос Чудища Лесного ей ответил, что это он был с ней. Он сказал ей, что она не может видеть его, но она ему очень дорога, и он хочет, чтобы она была с ним.

Амур и Психея. Источник картинки

 

Настеньке всё понравилось. Ей было очень хорошо в этом месте, рядом с этим человеком. Она согласилась и осталась жить у Чудища Лесного.

Но однажды ей надоело, что она не может видеть его, что она не знает, кто он. Она захотела увидеть его и узнать то, что стало причиной того, что он для неё невидим. Чудище Лесное и само грустило и искало решение, но не находило его.

Тогда Настенька собралась выйти из замка, посмотреть, что находится вокруг него и узнать больше о замке и о его владельце.

Когда она ушла, то Чудище Лесное подумало, что она сбежала… и умерло.

Настенька, гуляя вокруг замка, увидела, что он разрушается, и она поспешила вернуться.

Когда она вернулась, то увидела Чудище и поняла в чём дело. Она стала плакать, гладить его и обнимать. Её слёзы упали на него, и он ожил, а когда она посмотрела в его глаза и сказала, что любит его, то он превратился в прекрасного принца. Он стал тем самым молодым человеком, капитаном торгового корабля, но только на нём был теперь королевский наряд, и Настенька тоже оказалась в королевском наряде. Они были счастливы и обнимали друг друга, говорили нежные слова, берегли и уважали всё, чем владели.

Теперь этот замок стал их замком не только для невидимого мира, но и для видимого. Настенька выращивала алые цветы в саду. А у Чудища было имя, которое многие знали.

 

Финал сказки "Аленький цветочек". Источник картинки

 

Анализ сказки о Настеньке и Чудище Лесном

Сказка показывает, как надо пройти путь к объединению разобщенных частей психики. Как объединиться с тенью и разрешить текущий конфликт.

Воскресшая или Возрожденная (это значение имени Настенька) – «Я» жила в небольшом центре цивилизации. Следовательно, эго автора погружено больше в часть «Персоны». Находится в области «социальная роль», которую он играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества.

Но это «небольшой» центр, т.е. незрелый, ущербный. Неразвитая Персона. (В действительности есть с этим связанные переживания автора). Социальная роль автора не проработана в семье, в среде близких: мамы и папы и в среде школы. Не все необходимые качества его социальной роли им проявлены в этом кругу и приняты им.

Автор ходил в учебное заведение, где долго старался «развить свою персону». Сообщение: «Её учили собирать цветы», означает, что автор развивал свою Персону в контексте красоты (особенно женской), духовного совершенства, природной невинности, божественного благословения, весны, молодости, доброты. И автора учили расширять сознание. Очевидно, что это проявление символики цветов в сказке.

«Когда она была маленькая, она любила редкие алые цветы, которые росли в лесу». Это можно интерпретировать, как: «Я увлеклась страстью и любовью в месте тайн, опасностей, испытаний или посвящений».

Автор пояснил позже, что «первые тайны и опасности мне устроил папа, который на тот момент был для меня «папа-мамой» – он «забросил» меня  (в сказке это: «папа привез мне редкий алый цветок»).

В тексте сказки «Папа был учёным» – это  речь Персоны автора. Папа был большим специалистом по лесным чудищам. Это значит, что он был специалистом по трудностям в обретении желаемого, специалистом по необходимости проявить исключительный героизм (воспользоваться тайной силой, помощью богов, знать тайное слово). Он был большим специалистом по «Испорченным Персонам» – это Чудища лесные, и, конечно же, он был специалистом по «повреждению Персон».

Позже автор сообщил, что «мой папа всю свою жизнь со мной занимался разрушением своей Персоны, а вернее, попыткой развить ее, полагаясь на ненадежные дезадаптивные формы поведения и привычки».

«Чудища» автора обладают невероятной силой и духовным содержанием. Духовное составляет их сущность и с этим есть сила, мощь, воля, энергия. Чудище – это первобытный хаос, грозные явления природы, стихийные бедствия – всё, что разрывает связь с видимым миром, с социумом и отправляет жить в состоянии дикаря (дикарки). И, если только собираешься жить дальше, то вынужденно ищешь связь с миром в, неразорванных материальным – социальным хаосом нитях – в области бессознательного, сна, смерти, депрессии, во власти Духа. Там и «социализируешься» – в Царстве Мёртвых. Таким бывает Чудище Лесное.

«Однажды папа привёз Настеньке редкий алый цветок. Ей понравился его горьковатый пряный запах, а рисунок на лепестках напоминал голограмму».

Запах или аромат в совокупности с общей символикой воздуха эквивалентен возмущениям или следам, оставляемым твердыми телами при их прохождении через атмосферу, а потому символизирует память или воспоминания. Глядя на эту страсть, любовь и опасность, переживая всё, что переживал автор, он вспоминал себя и своё место в мире.

Лепестки цветков являются символами чувствительных и нежных составляющих души. Чувствительные, нежные составляющие души автора хранили знание о единстве и неделимости нашей вселенной. Они хранили знание о его связи с миром и жизнью. Страсть, любовь и опасность образуют все – разрушая и сохраняя единство везде, как и в авторе.

«Если смотреть на лепестки, то можно было увидеть очень многое, но только надо было уметь смотреть». В тот раз Я-воскресшая (значение имени Настенька) увидела волшебный зАмок на лепестках: неприступную крепость духовной силы автора, духовное богатство, себя, как искателя истины. Автор увидел надежду, цель – обретение целостности и связи с миром.

Автор мечтал о том, чтобы поехать туда и принять защиту, надежду, будущее и достаток, присоединиться своим духовным богатством к духовному богатству внешнего мира, заглянуть во все укрытия Мира, соприкоснуться с его материнской утробой, рождением и возрождением, началом и средоточием жизни, центром мироздания. Позволить себе пережить регрессивные желания и содержимое подсознания. Узнать оракулов, возродиться и увидеть небесный свет.

Автор мечтал об успехе и процветании. О бессмертии, жизни вечной. Автор мечтал любоваться триадой: царством прочности, пользы и красоты (это толкование символа «архитектура»). И создавать в своем сознании красоту (особенно женскую), духовное совершенство, природную невинность, божественное благословение, весну, молодость, доброту; круговращение – рождения, жизни, смерти и возрождения.

Чудище автора – это его хаос, смерть, страж сокровищ и препятствие, –  оно было когда-то чистотой, потенциальными возможностями, невинностью, искренностью. Оно было природным, первородным состоянием, отсутствием страха. Оно было героическим, независимым от мира взрослых, «Гигантом», и существом, практически животным, выживающим среди животных, и воплощением «души». Оно было новым начинанием, игрой, самокатящимся колесом, начальным движением, святым словом утверждения. Оно стояло на защите природного.

Оно жило в той части Персоны автора, которая имеет старинные корни, поэтому эта часть наиболее зрелая. Будучи мальчиком (ребенком; толкование архетипа этого символа было приведено выше, в описании детства Чудища Лесного ), он ходил в учебное заведение и тоже развивал Персону, только он прорабатывал мастерство пересечения моря жизни. Умение развиваться и изменяться, умение совершать переход, связанный с опасностями, моральными и физическими испытаниями, переход «от тьмы к свету, от смерти к бессмертию». Развивал тягу к открытиям и переменам. Обучался изучать, исследовать, разыскивать, жить впечатлениями новых и прошлых опытов…

Он обладал умением плавать. Однажды приобретённый навык плавания (в море жизни, в потоке бессознательного) сохраняется у человека на всю жизнь. Огромное количество несчастных случаев на воде (в сфере бессознательного, когда оно захлестывает сознание) ежегодно происходит из-за того, что люди не умеют плавать.

Он учился плавать на кораблях. Значит, что он умел обезопасить свое перемещение по бессознательному, становясь более женственным, лунным, пассивным, обращаясь к матке и колыбели.

У него была хорошая, добрая социальная колыбель детства. У него был хороший добрый первый институт социализации. Он освоил духовные ценности, выработанные человечеством. Он преобразовал этот опыт в собственные ценности, установки, ориентации. А это значит, что архетипическая семья успешно оказывает это формирующее влияние на эго Автора.

Будущее чудовище-хаос автора не любил (не принимал) носительниц, дающих жизнь, защитниц и кормилиц, воплощение пассивного начала природы. (Автор сообщил после, что в детстве особенно сильно выражалась его неприязнь к женским качествам: слабость, пассивность, слезливость, а женский шарм – это для него ложь, притворство. Автор в детстве любил выражение «телячьи нежности»).

Он (Чудище лесное, как эгоист) был отделен от коллективного бессознательного и следствием этого явился процесс, направленный на объединение с теневой стороной психики.

Столкнувшись с тенью, на пути пересечения потоков бессознательного (коллективного) с целью взаимообмена (торговое судно), он был ей (тенью) поглощен. Это было отражение темной стороны души (anima) или женской стороны человеческой натуры.  (Механизм этого столкновения, коротко: вот и я – твоё «теневое я», я – нечто отвратительное тебе, делай со мной «всякие дела…», будем творить вместе… Как мы понимаем, в жизни отклик автора на события, которые представляют собой проекцию такого предложения теневой части личности – да вы обалдели! Вон пошли, все! Прочь!)

«Он был помещён в красивый старинный замок, таким образом, что оставался невидимым для всех людей. Никто не знал о его существовании». Тень, поглотившая анимус, разместилась в неприступной крепости духовной силы автора и его богатства. В этом поле он дева и благородный искатель истины – одинокий и никому не видимый. Не видят его другие искатели. Не видит внутреннего искателя (деву) ее архетипическая половинка.

«Я-Хаос» – заточен в крепость силы и духовного богатства. Автор переживает хаос, разобщение, оторванность от жизни, страх, одиночество.

В успешных контактах с людьми его персона – это замок, как Персона – «образованный духовный человек» – зАмок-то старинный, Персона, представляемая им, хорошо проработана и эффективно включена в социальные отношения.

А неразвитая часть этой Персоны – это хаос и непонимание своего места в жизни, но «он мог перемещаться по всем лесам планеты, иногда возникая в самых неожиданных местах перед людьми, пугая их. А там, где он ходил, вырастали те самые редкие алые цветы».

Автор сообщает после, что это похоже на то, как в опасных ситуациях, его хаос – Чудище Лесное вырастает своей Персоной перед людьми и даёт им их память и знание об их месте в мире и их целях (редкие алые цветы), даёт им энергию, страсть, любовь. В этих ситуациях автор может внушать страх-уважение. И в опасных, тяжелых жизненных ситуациях он переживает свою чудовищность (чудищность лесную) и страх перед жизнью, когда, по его словам, он «склеивается» со своей Персоной и убегает от своего Чудища.

Я-воскресшая (может быть после очередной депрессии) однажды пережила опыт яснознания (каталог) и была направлена своим Духом в «тот замок с лепестка цветка и поехала полюбоваться им». Там было полно туристов и место было шумным. В этом месте отображается конфликт мотивовавтора, потеря ориентиров и цели. Множество интересов в различных направлениях и, конечно же, оторванных от жизни, ведь автор приближается в этом месте к Чудищу.

Направленность сознания устремилась к символу (в глубину уединенной комнаты) материнской утробы, рождения и возрождения, начала и средоточия жизни. К регрессивным желаниям и содержимому подсознания. В мифах и в обрядах инициации пещера часто представляется местом, где сконцентрированы жизнетворные силы земли, где вещают оракулы, где посвящаемые возрождаются в духовном смысле, где души видят небесный свет.

Анима уснула, ее поглотило бессознательное. Смерть. Депрессия. Хаос. Встретилась с Чудищем Лесным и была им поглощена.

Я-Воскресшая проснулась – освободилась от власти бессознательного, Тени. Я-Воскресшая осознала, что лежит (автор в этом месте осознает свою пассивность, т.к. приобретает новые качества активности от Анимуса –Чудища, становится более мужским). Автор осознает, что у него нет энергии, есть пассивность, возможно отдых. «Я» находится в месте понижения уровня сознания и читает символы бессознательного, «Я» там, где человек соединяется со своим бессознательным, своими инстинктами и своим телом. «Я» в огромном помещении (расширение сознания и возможностей бессознательного, доступ к большому объему информации и энергии – предвещает становление личности) рядом стояла еда…

Еда символ любви, праздника, удовольствия, торжества и многого другого, — метафора этнического единения и пола. Совместные трапезы — могущественный знак принятия и единства.

И никого не было.

Невидимость вообще – это качество бессознательного. Тайна – это условие трансформации, превращения, условие осуществления процесса взаимопроникновения архетипических структур и всех связанных с этим разрешений. И это угроза, риск для Персоны… Опасность и страх.

И, конечно же, «она спала не одна. У неё была близость, о которой она не помнит». Я думаю, что проснулась Я-воскресшая уже немного Чудищем Лесным, а оно стало уже немного Я-Воскресшей.

Поэтому и голос стал возможным.. – символ связи с бессознательным, со знаками – прямыми указаниями на то, что делать дальше.

Он и она уже не отделены, а представляют собой нечто третье – «двуполое оно». Тайн еще полно на этом этапе. Кто-то из них может видеть другого, но не может показываться. Кто-то не может видеть другого, но может слышать и говорить с ним. В целом, (и на целое есть уже намек) присутствуют и радость и страх (в жизни много страха от угрозы Персоне, которая тоже, конечно же, переживает трансформацию).

Это место – событийное пространство, пункт, где что-либо (или события) находится, происходит (или находилось, происходило и т. п.). Пространство, специально отведённое, предназначенное для чего-либо, кого-либо, Гений места (дух места, гений локуса — калька с лат. genius loci) — в римской религии дух-покровитель того или иного конкретного места (деревни, горы, отдельного дерева). Автор умеет вступать в контакт с местом, уметь находить место.

Я-Воскресшей всё понравилось. Ей было очень хорошо в этом месте, рядом с этим человеком (он уже стал почти человеком).

Она согласилась и осталась жить у Чудища Лесного – она стала немного Чудищем Лесным.

Но однажды ей надоело (а это отступает волна энергии трансформации, которая завершается), что она не может видеть его, что она не знает, кто он.

А он ищет решение… Решение – это процесс и результат выбора цели и способа действий. В психологии принятие решения традиционно рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс принятия решения включает в себя появление психических новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов…

Ей придется уничтожить Тайну! Разрушить прежние формы окончательно, чтобы освободить место для новых тайн. Новая Персона родится. Старое должно быть уничтожено. Сознание пытается завладеть теневыми аспектами. Бессознательное сделало своё волшебное тайное дело, оно будет поглощено сознанием – увидеть и узнать. Анима действует. Вступает в силу женская часть личности, осваивая свою новую – мужскую составляющую.

Конечно, это пожирающая мать, разрушающая, ведь анима, как составляющая, покинет это новое образование, символ которого – ребенок. «Я-воскресшая-Чудище Лесное». Она уничтожит, убьет это новое образование внутри личности, у нее есть для этого новая «чудовищная» энергия и качества.

Но в реальности «Я» личности будет отрицать, не видеть свою тень и жутко бояться всего, переживать потерю энергии. «Я» будет ходить вокруг своей бывшей успешной Персоны (замка), изучать ее возможности: «Я Мужчина/женщина, Я отец/мать, Я специалист, Я красив…, Я молод…, Я успеш…» И будет отождествляться с тем, что видит. И чем мертвее Мёртвое брошенное Чудище Лесное, тем сильнее «Я-Возрожденная –Чудище» будет «приклеиваться» к стенам замка – держаться за свою Персону и чувствовать угрозу для себя, когда на Персону посягают…

Но Персона сама разрушается. «Замок разрушается», так как глубокий алхимический процесс превращения был давно начат. И всё повторяется для анимы.

Как и в детстве, когда она получила первый редкий алый цветок от папы, она потеряла связь с миром живых. И выжила, установив прочные связи в мире мёртвых. И сейчас она просто проходит через все компоненты той же формулы инициации, созревания и становления новых форм. Она спешит вернуться к мёртвому Чудищу Лесному (но уже мёртвому «Чудищу Лесному-Я-Воскресшей»). Естественно, Настеньки в этом новом качестве не может быть долго, она лишь как наиболее активная часть Целого, заряженная, проникнутым в нее, активным началом Анимуса, должна была доделать трансформацию, опробовать силу мужской активности, в то время, как Анимус, с проникнутой в него пассивной частью, получив эту инъекцию женского качества, должен был опробовать силу пассивности.

«Когда она вернулась, то увидела Чудище и поняла в чём дело». Когда она вернулась к нему – это встреча архетипической пары, предвещающая создание новой формы – новых психических структур и социальных, и новой Персоны. Она увидела Чудище – Тайна умерла, да здравствует новая Тайна! Этот момент находится совсем близко от создания новой материальной формы. Того, что будет находиться целиком на стороне дня, мира живых людей и распоряжения сознания.

Процесс трансформации давно начат.

Она стала плакать – активность и мужское качество проводит чувственное женское. Слёзы. Энергия жизни передается Чудищу, возможно воскрешение. Касание – это творчество, делание и воссоздание. Она его гладит. Она обнимает – символически выражает слияние и воссоединение, творит Целое.

Она посмотрела в глаза его – это прямая передача информации и энергии и символическое соединение двух душ. Она говорит, что любит его. Слово – символ божественной власти. Любовь – сам Бог. Бог говорит для индивида Закон Жизни. Он, через согласие с внутренним голосом индивида, скажет ему, как надо жить и куда идти.

И Чудище превратилось в прекрасного принца.

Принц (Принцесса) – это идеал молодого человека или девушки – постоянный символ всего самого красивого, нежного и героического. Это появление новой формы в психическом и социальном образовании личности. Новой, значит только встающей на путь к своей Тени.

Он и принц и капитан. Происходит слияние новых качеств и старых. Прежний опыт не уходит. Она тоже принцесса – Воскресшая.

Королевский наряд – проработанная Персона, зрелая. Предстоит жить полной жизнью в царстве живых.

Они берегли все, чем владели. Беречь – относиться согласно Божьему повелению, внутреннему голосу, внимательно, направляя свое сознание вглубь того, что окружает, за что взята ответственность. Уважали – умели видеть глубину ценности всех вещей. Видели ценность своего права на ответственность. Значит, в этом месте автор ценит свои новые качества и новую Персону. Взаимодействие Анимы и Анимуса происходит нежно, личность прислушивается к внутреннему голосу, обращается к Богу.

А имя чудища?

Имя даётся создателем. Имя воплощает те или иные качества предмета. Само знание имени предстает как дающее власть над его носителем. Истинные имена держат в тайне либо заменяют условными наименованиями.

Возможно, что в структуре психики автора у анимуса большая власть. И большая программа трансформации – раз Тайна имени всё же есть.

«Теперь этот замок стал их замком не только для невидимого мира, но и для видимого». Что тут скажешь, рада за Персону автора.

«Настенька выращивала алые цветы в саду. А у Чудища было имя, которое многие знали».

Автор обладает сильными лидерскими качествами, потребностью в известности, потребностью в интеллектуальной, философской работе. Автор любит страсть и риск.

Потом автор сообщил, что всё, что происходит в его жизни и во внутреннем мире, отображено всей этой сказкой. В жизни и во внутреннем проживании он попадает из одной части сказки в другую и т.д., снова и снова проживая ее хаотично, много-много раз.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен
Еще статьи по теме