<<< Все статьи психологов
Островерхова Ирина Автор: Островерхова Ирина
8 января 2023 г.
3400

О чем молчит клиент (говоря с психологом)

о чем молчит клиент
О чем молчит клиент (говоря с психологом)
Посвящён клиентам, вроде бы открытым, контактным, адекватным, которые работают и хотят работать

*Посвящён клиентам, вроде бы открытым, контактным, адекватным, которые работают и хотят работать. Не беру во внимание экстремально закрытые случаи и ситуации с ярко выраженным отрицанием.

Начну с отвлеченной, но связанной темы: почему сложно/не желательно терапировать родных и близких.

1. Конечно, на первом месте это внутрисемейные роли и авторитеты. Есть выраженное укоренившееся отношение и взаимосвязь, основой которого является чувства, семейные обязательства, иерархия и не маленькая история взаимоотношений. От этого переход на личности, уход от темы терапии в семейную/личностную пучину происходит незаметно, быстро и глубоко.

Всё это сложно исключить из процесса полностью и абстрагироваться. И «клиент», и вы будете постоянно проваливаться в личное. Но этот момент можно было бы преодолеть, если применить принцип любой сюжетно-ролевой игры, например, «дочки-матери». И поиграть в «клиент-специалист». Ведь дети верят в то что они сейчас кто-то, а не они. И, погружаясь полностью в процесс, в них раскрывается то, что незаметно в обыденной жизни. Это сложный процесс переключения, требуемый от обоих. Но в принципе он возможен.

2. Сложнее когда психолог терапирует не просто члена семьи или близкого, а ситуацию в которой он замешан как участник. Ощущение предвзятости может наложиться на первый пункт — и получится ещё более острая ситуация.

3. Ошибка атрибуции.

Всё мы люди и всегда нужно помнить что ввалиться в завышенную важность чего то, поддаться эмоциям или ошибиться в интерпретации — легче лёгкого. Самое сложное это сохранять хладнокровную объективность и конструктивность. (Но, если это удаётся, обязательно требуется потом проработать эмоциональную сферу).

4. Отсутствие временных рамок терапии близких, может нести некую расхлябанность разговора, не конструктивность. Когда ты не ограничен практически ничем, можно одно и тоже часами мусолись, ещё больше увязая в болоте нытья. Однако, именно эта безлимитность, при грамотно выстроенном диалоге может раскрывать проблему в полном объёме. А раскрываемость клиента иногда стоит на кону истекающего часа и/или дополнительной оплаты.

5. Ощущение своей беспомощности (у специалиста).

Как ни странно, любая версия или вопрос в терапии близких даёт ощутимо больше реакций, чем, работая с клиентом. Это пример того как проявляется глубокое знание друг друга и близость отношений, поэтому, ответная реакция всегда более объёмная, информативная, эмоциональна, но главное, сколько может прозвучать важных для работы возражений, сопротивлений, и сколько будет демонстраций блоков: одним словом, информации будет в десятки раз больше (потому что «клиент» относится к вам по-другому и говорит по-другому).

Сталкиваясь с этим, мы воспринимает это как неэффективную, бесполезную и опасную затею. Ощущаешь себя ни на что не способным, ведь столько предложил и перепробовал. А ответная реакция захлебывает тебя в безысходности и ты чувствуешь беспомощность и ошибочность во всём.

Так вот, пятый пункт и есть ответ на первоначальный вопрос: «О чем молчит клиент?!» Это самое серьёзное препятствие внутри клиента — недосказанность. Если нет полной внутренней свободы изъяснения, то и картины чёткой не получится никогда. Специалист, как будто работает в демоверсии запроса, справляясь с поставленной задачей, не осознает, что полна версия «игры» еще не загружена.

— Если в случае с близкими человеком мы проблему знаем чуть ли не изнутри (со всеми нюансами, оттенками и особенностями), плюс мы имеем лишённый границ информационный поток, то в клиентском случае мы получаем информацию всегда искаженную или не полную, пропущенную через фильтр отношения к нам/процессу терапии и самоощущениям.

— Соблюдаемая дистанция (клиент-специалист) и не вовлеченность, которая должна приносить пользу через объективность, иногда ограничивает клиента в его открытости и откровенности.

— Как бы эмпатичен не был специалист, он до конца всё равно не раскроет человека. Потому что держать оборону клиент будет до конца. Ведь наша многослойная закрытость — это наша безопасность. Как бы не хотелось выговориться и поделиться, но рассказать всё до конца и по-честному, это лишить себя последнего внутреннего бастиона безопасности. Осознанно или подсознательно/специально или по забывчивости, но клиент всегда что-то, да утаит.

— Но главное!!!!!, это борьба за себя. Если пришёл человек, который «сражается» с чем-то или кем-то достаточно давно. И, как-то сразу не получилось ему донести информацию, ему проще согласиться на любую версию специалиста, чем опять что-то объяснять.

Чем опасна недосказанность. Повторюсь, она может быть, как подсознательной, так и осознанной. Клиент может утаивать что-то специально или не озвучивать за ненадобностью по его мнению. Можно возразить, что клиенту нужно время, что нужно задавать правильные вопросы, пускать в ход проективные методики. И вообще, это в интересах клиентах! Вроде всё верно, но недосказанность — это та скрытая реальность, о которой нужно помнить, ведь недосказанность — это удар по обеим сторонам:

По клиенту — потому что он остаётся без полноценной терапии.
По специалисту — потому что он оказывается заложником демоверсии запроса.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен
Другие статьи автора