С. Спрашивает: «твои главные инсайты в процессе обучения, личной терапии и психологической практики?» Мы растворились в тишине, ожидая моего ответа. Не нашла, что сказать. Я более не романтизирую терапию, профессиональную психологию и осознания. Не статичную реальность и путь, на котором ты выбираешь ПРОДОЛЖАТЬ, кажется, невозможно уместить в «главные пункты».
⠀
Но, пожалуй, могу поделиться тем, что отмечаю для себя важным именно на данном этапе.
⠀
– Зрелость. Мне важна зрелость как личная, так и тех, с кем я выбираю соприкасаться и разделять жизнь. Я лелею свою детскую часть, и считаю, что без признания её в себе и заботы о ней из своей взрослой части, сложно осознанно выбирать роли, из которых хочется и нужно проявляться в определенные моменты. А порой, чтобы (с)мочь, важно просто переключиться.
⠀
– Смерть внутренней хорошей девочки. Во мне всё меньше страха и стеснения проявлять различные чувства, что просятся стать признанными, видимыми и проявленными открыто во внутреннем и внешнем мирах. Так, я более не позволяю себе, в первую очередь, закрывать глаза на то, что меня не устраивает. Следовательно, в контакте с людьми я стала более откровенной и устойчивой, выбирая быть на своей стороне. Моя «правда» может быть разной, нелогичной, жесткой, обидной для других.
⠀
Я поняла, если мы злимся и обижаемся на кого-то, значит, где-то в чём-то мы уже предали себя, не услышали, не признали, не выбрали.
⠀
– Внутренние опоры. Надёжная близость с собой позволяет доверять и опираться на себя, зная точно, что в любой ситуации я смогу позаботиться о себе и поддержать. М., моя бывшая коллега говорила: попробуй раз, два, три… не получится – попробуй еще раз, получится фигово – в следующий раз выйдет лучше. Я уверена, никаких секретов не существует. Важно жить по чувствам и просто продолжать, исследовать и быть для себя надёжной взрослой фигурой, что подует на ранки, щелкнет обидчиков по носу, встанет позади, чтобы подлавливать. И не взрасти мы это в себе, никто другой будет не в силах стать равным партнёром. Мы не позволим этому быть, утопая в невозможности позволять себе быть собой, а другим – другими. Живыми.
Видеть и признавать других. Оставаться устойчивой в контакте, выдерживая себя и других в наших самых разных проявлениях, оставаясь честной и заботливой по отношению к себе.
⠀
«Не все люди такие, как ты» – слова моей бабули. Принято, бабуль! Более не держусь за иллюзорную фигуру, созданную мной, а стараюсь признавать реальные выборы и поступки людей. Больно – да. Очень. До тошноты, невралгии, тихой внутренней смерти и замкнутости. Помогает взрослеть и менять внутренние фильтры.
⠀
– Доверие еле уловимым ощущениям и сигналам в теле, пространству вокруг. Внимательность к внутренним и внешним процессам, еще более проницательная, детализированная, добрая, безоценочная (не всегда получается).
⠀
– Прощение. Я не поддерживаю идею, что обидчиков нужно прощать. Мы, раненные, справляемся со своей болью, а под натиском внешних и навязанных идей словно становимся должными еще «поработать над собой» и простить.
⠀
Я поняла (лишь для себя), что важно прощать не других, а себя. Признать и простить, что когда-то не смогли, не распознали, не присвоили силу, не решились на честность с собой…
⠀
– Не обесценивать. Если что-то было, «оно» не было пустым и неважным. «Оно» было для нас. Мы вправе взять из этого столько, сколько готовы и можем. Ненасильственно.
⠀
– Лёгкость. Когда мы честны с собой, нам легко. Может, не всегда. Но эта легкость на душе, может вести нас по пути, на котором у нас больше возможностей быть счастливыми.
Важное сейчас: обретения в психотерапии (ответ на вопрос)

Другие статьи автора
Еще статьи по теме
Новые статьи