У 30% населения наблюдается такой тип пищевого поведения. При таком типе нарушения — стимулом к приему пищи является не голод, а эмоциональный дискомфорт: человек ест не потому, что голоден, а потому, что неспокоен, тревожен, раздражен, у него плохое настроение, он удручен, потерпел неудачу, ему скучно, одиноко и т.д. Другими словами, при эмоциогенном пищевом поведении человек заедает свои горести и несчастья, «заедает» свой стресс, так же, как человек, привыкший к алкоголю, его «запивает». Для этого используются разные виды пищи, но в основном преобладают легкоусваяемые высококалорийные продукты, богатые углеводами и жирами (пирожные, мороженое, пирожки, конфеты, торты, шоколад). Продукты питания для людей с эмоциогенным пищевым поведением являются своеобразным лекарством, так как действительно приносят им не только насыщение, но и успокоение, удовольствие, релаксацию, снимают эмоциональное напряжение, повышают настроение.
Эмоциогенное пищевое поведение может быть представлено ещё двумя подвидами: это компульсивное пищевое поведение и синдром ночной еды. У людей, находящихся на строгих диетах (не лечебных), распространенность компульсивного поведения достигает 50%.
Механизмы возникновения пищевых нарушений до конца не изучены. В частности, существует мнение, что они связаны с нарушением трансмиссии серотонина в структурах головного мозга, отвечающих за регуляцию пищевого поведения.
Эмоциогенное пищевое поведение и ожирение также рассматриваются в рамках гипотезы, комбинирующей теорию социального научения с концепцией стресса. Согласно этой гипотезе, ожирение является следствием заученной неспособности к различению чувства голода и состояния тревоги, в результате чего человек реагирует на стресс, как на голод, увеличением потребления пищи, вследствие чего формируется избыточный вес. Переедание объясняется смешением внутренних состояний и чувством голода, что обусловлено опытом в младенчестве. Когда мать предлагает еду в ответ на сигналы ребенка, свидетельствующие о голоде, у младенца постепенно формируется чувство голода, которое отличается от других потребностей и состояний дискомфорта. Если же реакция матери длительное время неадекватна, то по мере своего роста ребенок не обретает способности отличать состояние голода от других дискомфортных состояний.
Существенное значение в формировании эмоциогенного пищевого поведения имеет неправильное воспитание в раннем детстве.
Приведу несколько важных закономерностей:
- Пища играет доминирующую роль в жизни семьи. Она — главный источник удовольствия. Другие возможности получения удовольствия (духовные, интеллектуальные, эстетические) не развиваются в должной мере.
- Любой физиологический или эмоциональный дискомфорт ребенка воспринимается матерью (или другими членами семьи) как голод. Это не позволяет ребенку научиться четко отличать физиологические ощущения от эмоциональных переживаний, например- отличать голод от тревоги.
- В семьях не происходит адекватного обучения эффективному поведению в период стресса и потому закрепляется единственный неправильный стереотип: «когда мне плохо, я должен есть».
- Нарушены взаимоотношения между матерью и ребенком. У матери есть только две главные заботы: одеть и накормить ребенка. Привлечь внимание такой матери ребенок может только с помощью голода. Процесс приема пищи становится заменой других проявлений любви и заботы. Это повышает символическую значимость приема пищи.
- В семьях наблюдаются травмирующие психику ребенка конфликтные ситуации.
- Ребенку не разрешают выйти из-за стола, пока его тарелка не опустеет. Таким образом, стимулом к окончанию приема пищи становится не чувство сытости, а количество доступной пищи. Ребенок не приучается замечать вовремя признаки сытости и привыкает есть до тех пор, пока видит пищу, пока она есть на тарелке, в кастрюле и т.д.
А что вам откликается больше всего?