Приёмная дочь-подросток осталась на 2-й год. Какой формат обучения выбрать? - консультация психолога

Добрый день, меня зовут Елена. Мы с мужем - приёмные родители 13-летней дочки. У нас вопрос – какой формат обучения выбрать в связи со сложившейся непростой ситуацией? У дочки в этом году было очень много пропусков и теперь её оставляют на 2-й год.
Нам 50 и 51 год. Знакомы с дочкой мы 6.5 лет, живём вместе. Живём вцелом дружно (не считая стычек на почве пропусков школы дочкой и сидения в  телефоне). В последние несколько месяцев наши отношения накалились и дочка не раз говорила: «Школа нас ссорит».
Девочка  она добрая, отходчивая, хорошо отзывается на ласку, хотя обычно припрыжку к нам не бежит - в своей "телефонной" скорлупе и в целом "закрытый  ларчик", если дело касается каких-то серьёзных мыслей и чувств; в то же время коммуникабельна и общительна, любит  стариков, детей и животных, многие во дворе её охотно приветствуют. Неглупая, с довольно правильной речью, умеет играть в шахматы, возобновила посение музыкальных занятий (для себя, без далеко идущей цели), умеет вязать с 9-10  лет   крючком и спицами.
Живём мы втроём, у дочки своя комната (с хомячком), иногда ездим к моей маме (живёт недалеко, дочка очень любит бывать у неё) и к тёте мужа (с ней у дочки тоже хорошие отношения).  Есть друзья во дворе, школе и по переписке.
О проблеме:  в этом году дочка стала очень часто пропускать занятия в школе.
Примечательно, что состав  класса  новый -  прежние 6 лет дочка училась в одном составе, ныне и ребята и классный руководитель – новые (распределение по направлениям после 6-го класса). Есть несколько детей из прежнего класса, но основная масса – новая и, как говорит дочка, менее добрая (наверное, менее тёплая и душевная, как я поняла по её ощущениям).
Если класса со 2-го (с входа в адаптацию)  дочка могла   пропустить  1 раз в 7-10 дней (плакала, не хотела уходить от нас, либо не было сил), с этого года она пропускала от 1-3 раз в неделю до  4 раз, а  отдельные недели и вовсе не ходила…
Нас  с мужем 3  раза вызывали в школу, всякий раз ужесточая меры воздействия (школьный учёт, неаттестация, психологический центр, КДН) – всё это потом было осуществлено.
В разговоре шла речь о грозящем обращении школы в опеку... (О том, что дочка приёмная, знает только  1-я учительница.)   Но дочь, зная об этих рисках, по-прежнему пропускала, словно уходя в скорлупу всё больше и воздействовать ни по-хорошему ни по-плохому не получалось (были и разговоры и крики и токсичные с нашей стороны слова, а как-то я даже разбила её кружку). Она обещала, что не будет пропускать и т.д., но очень часто обещания расходились с реальностью. Иногда она, одевшись, понимала, что опаздывает и могла  прилечь до следующего урока, после чего её разбудить было невозможно. При этом ложится в умеренное время, но если в прежние годы сборы в школу составляли минут 15-20, в этом году они растягиваются на часы…
Со здоровьем у дочки есть некоторые проблемы – наблюдение у эндокринолога и гастроэнтеролога, избыточный вес. Результаты последних обследований, по счастью, неплохие, но зимой был сильный дефицит витамина Д (7 единиц при норме от 30 до 100).
Характерно, что чем больше и страшнее были меры, тем дочка больше уходила в скорлупу, словно опуская руки (неверие в себя? «А что толку стараться?» - наши догадки).
Весной после прихода психолога из центра и вызова нас всех в КДН  дочка ненадолго встряхнулась и ходила в школу (правда, ко 2-3 уроку, а то и позже). Психологу она пожаловалась на буллинг в классе, но учительница при недавней встрече  нам сказала, что это всё  сказочки для всех нас (здесь момент неясный  - то ли у учительницы нет фокуса внимания, то ли буллинга особого нет, хотя дочь мне как-то дала посмотреть видеозапись, где её обзывают, каверкая прежнюю фамилию).
(Для большей ясности упомяну такие моменты: в сентябре ещё до пропусков дочка заболела ковидом. В ответ на моё смс, что дочь болеет и у неё ковид, классная  руководительница написала: «Понятно»… )
Сегодня ситуация такая: до конца года дочка на заочном обучении (во избежании более серьёзных мер для всех сторон), а потом – зачисление снова в 7-й класс, но главный  вопрос – какая форма оптимальнее с учётом её нерасторопности и неорганизованности?
– желаемая школа, в которую дочка хочет перейти (по отзывам лучше прежней, но идти несколько дальше); – онлайн-школа (учитывая сложности с подъёмом и пропусками этот формат, может, и неплохой, но  насколько она в него вольётся с учётом неорганизованности?
Правда, во времена ковида она не пропускала онлайн-занятий, но  это было во 2-м классе);
– (по версии одних знакомых) – интернат (чужих людей будет лучше слушаться), но…она ведь уже имеет опыт травмы, да и при внешней деловитости и общительности поддаётся влиянию (не перебъёт ли чужая атмосфера все наши старания?..)
Вот такой насущный вопрос у нас на данный момент.
С уважением, Елена.
Анточ Лидия

Психолог
г. Кишинёв
Эмоционально-образная терапия
Цитата: Примечательно, что состав класса новый - прежние 6 лет дочка училась в одном составе, ныне и ребята и классный руководитель – новые (распределение по направлениям после 6-го класса). Есть несколько детей из прежнего класса, но основная масса – новая и, как говорит дочка, менее добрая (наверное, менее тёплая и душевная, как я поняла по её ощущениям).
Если класса со 2-го (с входа в адаптацию) дочка могла пропустить 1 раз в 7-10 дней (плакала, не хотела уходить от нас, либо не было сил), с этого года она пропускала от 1-3 раз в неделю до 4 раз, а отдельные недели и вовсе не ходила…
Нас с мужем 3 раза вызывали в школу, всякий раз ужесточая меры воздействия (школьный учёт, неаттестация, психологический центр, КДН) – всё это потом было осуществлено.
В разговоре шла речь о грозящем обращении школы в опеку... (О том, что дочка приёмная, знает только 1-я учительница.) Но дочь, зная об этих рисках, по-прежнему пропускала, словно уходя в скорлупу всё больше и воздействовать ни по-хорошему ни по-плохому не получалось (были и разговоры и крики и токсичные с нашей стороны слова, а как-то я даже разбила её кружку). Она обещала, что не будет пропускать и т.д., но очень часто обещания расходились с реальностью. Иногда она, одевшись, понимала, что опаздывает и могла прилечь до следующего урока, после чего её разбудить было невозможно. При этом ложится в умеренное время, но если в прежние годы сборы в школу составляли минут 15-20, в этом году они растягиваются на часы…
Характерно, что чем больше и страшнее были меры, тем дочка больше уходила в скорлупу, словно опуская руки (неверие в себя? «А что толку старат
Здравствуйте, Елена. Понимаю насколько непростая для вас ситуация. На что обратить внимание?
Во-первых, на причины. Из описания очевидно, что ваша дочка не смогла адаптироваться в новом коллективе по объективным причинам и в придачу практически осталась один на один с этой проблемой, за которой потянулось всё остальное. И в этом смысле смена школы может быть решением в случае если там, всё сложится и для этого нужно понимание, что и как делать. Например прийти заранее и познакомиться с классом и классным руководителем, посмотреть, насколько сложится контакт, насколько ожидания Вашей дочки будут оправдываться. И расстояние здесь в принципе не причём только мотивация.
Второе, важное ко вниманию - это ваши с дочкой отношения, они до сих пор были доброжелательными и достаточно глубокими и это непременно нужно сохранить. Хотя бы потому, что учёба рано или поздно заканчивается и жизнь продолжается. Учёба это лишь средство, для лучшей жизни и больших возможностей. И как бы Вам не хотелось чтобы она стала важной частью, она не может быть важнее ваших добросердечных отношений.
В-третьих, подростковый возраст, в который входит Ваша дочь, создаёт дополнительные сложности и требует большей бережности и одновременно внимательности. Ведь ей и самой сейчас будет не просто справляться с быстро захлёстывающими эмоциями. Поэтому важно сосредоточится на личностном развитии, обсуждении планов на жизнь, идеалов, примеров для подражания, через которые будет появляться и постепенно складываться более зрелая позиция и по отношению к учёбе.
В-четвёртых, образ который Вы выбираете описывая, что происходит "словно уходя в скорлупу", говорит, о том, что ей сложно выстраивать комфортный контакт с миром (для этого могут быть более глубокие причины из её младенческого возраста, о которых Вы не можете знать достаточно). И здесь важно понять больше и помочь эти отношения с миром и окружающими выстроить. и это сложная задача и одновременно очень важная для будущей самостоятельной жизни.
В итоге, можно сказать, что сейчас очень ответственный момент, когда важно выбрать верные шаги, во всех сферах. И особенно важно то, какие сверстники и взрослые будут окружать Вашу дочку, какие будут отношения с ними складываться. Именно через отношения бдет больше всего идти её развитие и мотивация. Если справиться самостоятельно будет сложно, обязательно обращайтесь за помощью специалиста.