<<< Все статьи психологов
Календарева Ольга Автор: Календарева Ольга
3 октября 2023 г.
2860

Жизнь взаперти

Жизнь взаперти
Жизнь взаперти
Первая серия популярного сериала «Эйфория» открывается хрониками «из утробы»

Первая серия популярного сериала «Эйфория» открывается хрониками «из утробы».

Они сопровождаются закадровым голосом главной героини о том, как она была исторгнута из своего маленького персонального рая… прямо в ад.

Ад 11 сентября 2001 года.

Новорожденная Ру Беннет, на руках у родной матери, имея в полном распоряжении грудь с молоком — все-таки оказалась лишённой чего-то жизненно важного.

Она была лишена доступа к красоте внутреннего мира матери, словно этот мир почернел в один миг.

Держа во рту материнский сосок — малышка Ру искала устремленный на неё ликующий взгляд, а видела только «пустые глазницы».

Глаза её матери были захвачены ужасом, льющимся с экрана телевизора в родильной палате, а после — уже домашнего телевизора.

Невыносимая тревога — вот чем был переполнен внутренний мир только что родившей женщины.

Невыносимой эта тревога оказалась даже для взрослого самостоятельного человека, а для беспомощного младенца — катастрофической.

Когда мама подносит младенца, скажем, к цветку, берет ручку ребенка — и протягивает к стеблю, и особенным, напевным голосом — предназначенным только для её младенца — символизирует происходящее «это цветочек, смотри, какой красивый» — младенец «видит» и «понимает» красоту цветка.

И всего остального мира. Эта красота, благосклонность, щедрость и доступность в мире счастья — будут зависеть от того, чем заполнена «библиотека» материнских мыслей, «сокровищница» её чувств, «райский сад» её мечтаний.

Младенец — ни в одном из смыслов — не существует обособленно от матери. Поэтому мать становится «местом», откуда ребёнок постигает и осмысляет окружающий мир.

Ребёнок «ходит» ногами матери, «видит» глазами матери, «понимает» — умом матери. У него «появляется» тело — лишь тогда и в том месте, когда и где его касается мать. Он «узнает», что у него есть тело с его покровами, отверстиями, функциями — только когда все они стимулируются материнском уходом.

Но не для всякого младенца доступ к сокровищам внутреннего мира матери — будет естественным и легким. Может произойти то, что случилось с Ру и другими младенцами 2001, или младенцами 2022…

И тогда выстроить жизнеспособную картину мира ребенку будет очень трудно.

Развитие воображения ребёнка идет в 2х направлениях, в зависимости от его врожденных конституциональных особенностей, ориентированного на них качества материнского ухода и её эмоциональных инвестиций:

⁃ младенец будет использовать воображение, чтобы  ОБНАРУЖИВАТЬ и осмыслять внешний мир, опираясь на реальность;

⁃ младенец будет использовать воображение не для обнаружения смыслов, а для СООРУЖЕНИЯ иллюзорной системы смыслов, оторванной от реальности.

Иллюзорная система обнаруживает себя в речи взрослого человека фразами тотального обобщения по второстепенному внешнему признаку, логическими разрывами, ложными системами классификаций, магическим восприятием реальности — и многим другим.

Например, фразами, вроде: «я знаю, что он подумает, если я так сделаю», «богатства честным трудом не нажить», «все красивые женщины — высокомерны и прожданы», и проч.

Почему, скажем, красивые женщины, да еще и все безоговорочно — продажны в мире такого человека?

Потому что когда-то самой красивой (и желанной) была мать, которая «утаивала» свои сокровища, цедила «по капле», «заставляя» младенца  страдать. У такой «жадной» матери невозможно получить что-то так просто, «по любви». Только уловками, подкупом, соблазнением, захватом…

Приблизительно такой «ужасной» и воспринимала крошечная Ру Беннет свою поглощенную ужасом мать в первые недели (или месяцы?) своей жизни. И поэтому она стала идеализировать «потерянный рай утробы». Хотя и там её тоже предали, цинично исторгнув — прямо в «ад».

Как исторгает теперь наркотическое опьянение — в реальность. Каждый раз, что ни делай.

Наркотический «рай» — такой же труднодоступный и ускользающий — в него можно попасть только преступником, лазутчиком, обманом, спекуляциями, под страхом быть пойманным, разоблаченным и наказанным.

Героиня описывает себя внутри этого «места», как если бы весь мир исчез, исчезло время, пространство, тело, дыхание, пульс… Словно она оказывается (всего на пару секунд!) в такой умиротворяющей тишине и безмятежности, в таком покое, что не снился даже булгаковскому Мастеру. (Булгаков, будучи морфинистом, видимо что-то об этом знал). Словно в эти несколько секунд жизнь и смерть меняются местами, меняя правила игры.

Ру Беннет счастливо «жила» в утробе, но «умерла» в жизнь, в момент своего рождения.

Хотя «жизнь, запертая в утробе» — это бездыханная клаустрофобия. Это, скорее, смерть, чем жизнь. Именно так описывают свое душевное состояние пациенты, прячась от реальности (внешней и психической) в «убежище». Которым, к слову, может стать и аналитический процесс.

Но жизнь не смогла открыться для Ру Беннет в своей полноте из-за того, что самость ее матери — калейдоскоп, палитра — через которые, с помощью которых любой младенец раскрашивает свой мир — содержали только всевозможные оттенки черного…

И Ру оказалась в ловушке. Невыносимая жизнь, смертельный покой и психическое убежище — вот её треугольная клетка, где она мечется из угла в угол, из угла в угол, из угла в угол…

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен