<<< Все статьи психологов
Татьяна Тимошина Автор: Татьяна Тимошина
2 августа 2023 г.
2730

Почему люди меняют психолога?

Почему люди меняют психолога?
Первое, чему учат психолога – не оценивать

Потому   что он делает им больно.

Человек приходит на прием  весь в страхах и сомнениях:

« А  как все пройдет?   А, вдруг, меня сейчас будут критиковать?  А, вдруг, скажут, что я плохая?  А что, если мне припомнят съеденную в детстве банку сгущенки, выведя на рассказ о ней или что я в 13 лет начала половую жизнь —  и погрозят мне  пальцем, пригвоздив снова к позорному столбу,  как тогда  взрослые, и я снова    упаду  в пропасть беспомощности и отчаяния,  вновь стану  уязвимой и несчастной?

Или обесценят, пусть  не специально, кинув «да какие у вас проблемы, вот  у людей» …

Первое, чему учат психолога – не оценивать. Как только он начинает оценивать – критика появляется автоматически, а вслед за ней – и осуждение. Люди не просто так приходят с определенными паттернами поведения, мнимыми убеждениями и завышенной или заниженной самооценками – всему есть причины и долгая дорога   длиною в жизнь. Человек   всем этим обрастает  годами, десятилетиями, таща с самого детства набор  «туриста» по жизни  в «рюкзаке за плечами» — от мелких травм, до очень мощных, которые выбивают из колеи и приводят  к депрессиям и потере здоровья.

Второе, чему учат – идти от пациента, не от собственных конструкций и умозрений, а от человека, пришедшего за помощью – присматриваться: как он себя чувствует; насколько он в ресурсе; что можно ему сейчас дать для работы, какие техники, а с чем лучше подождать. Доконать можно кого угодно – было бы старание.)

Третье – это конфиденциальность – она же и в первую очередь тоже. Человеку очень не хочется сталкиваться  с другими пациентами в коридоре, тем более сидеть там с ними  болтать, ожидая приема. Пациент  имеет полное право вообще не здороваться с психологом, встречая его в социуме на улице или, случайно попав в компанию одних и тех же знакомых людей. По правилам, психолог не может работать с друзьями, родственниками, знакомыми и коллегами – пусть и бывшими – ни к чему хорошему это не приведет, но мир маленький, и часто мы невольно оказываемся в одном обществе – признавать тут знакомство с психологом или нет – решает пациент.

Если эти 3 условия не соблюдаются – пациенту становится больно.

Больно от того, что раскритиковали – он не за этим шел. Больно от того, что обесценили, не придав значения его зияющим ранам. Больно от  отсутствия безопасности и приватности.

По сути,  личность психолога должна быть шире, глубже и «понятливей», чем обратившегося за помощью. Иначе – даже при прекрасных первичных встречах, настанет время, когда специалист «заденет» спокойствие внутреннего мира и личные границы пациента, нанеся ему боль и вред.

Если человек не чувствует, что поступает или говорит бестактно – объяснять ему это бесполезно – значит его личность еще не доросла до решения задач  данного пациента.  И тот,  выходя за дверь приемной с болью в ране — знает, что сюда уже никогда не вернется.

Он будет  искать нового специалиста, гораздо дольше присматриваясь к каждому и раздумывая – стоит ли вообще обращаться?

При работе с детьми все несколько сложнее – те, увидев психолога, будут даже через дорогу кричать «приветики!» и махать руками, «спалив» родителей.)

И когда на прием ко мне попадает подросток, скажем, с депрессией, да еще с суицидальными мыслями, а родители, опять же в силу своих детских не проработанных травм не понимают, насколько это все серьезно – то  я выбираю  подростка, объяснив родителям без обиняков – что происходит и как поступить. В таких случаях – чем меньше выбираешь выражения – тем быстрей мам и пап окатывает ледяной душ, и они начинают серьезней относиться к состоянию ребенка, последовав  рекомендациям специалиста. И  им тоже больно. Очень. И они тоже могут начать искать другого психолога — имеют право.

Убедить родителей в истинном положении вещей, тем более самим принять помощь и начать прорабатывать собственные травмы —  это самое сложное в работе психолога.

Поэтому

Если к нам приходит взрослый человек – весь фокус только на него – аккуратно и деликатно работаем. Чтоб не сделать больно.

Если же на прием приводят ребенка – то наш пациент именно он, и вся деликатность – ему, лечим его раны. Родителям – тоже. Но, когда  они не понимают серьезность ситуации или не хотят прислушиваться к рекомендациям специалиста – приходится не выбирать слова и выражения во имя спасения того, кто слабее.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен