<<< Все статьи психологов
Календарева Ольга Автор: Календарева Ольга
7 февраля 2022 г.
1970

Оплата терапии: благодарность клиента, зарплата специалиста — или нечто большее…?

терапия
Оплата терапии: благодарность клиента, зарплата специалиста — или нечто большее…?
Всё это второстепенно. А основное – это то, что оплата – неотъемлемая и очень важная часть терапевтических отношений

Терапия не может быть бесплатной. И дело даже не в очевидных насущных вещах, вроде той, что психологу чего-то да стоили образование и профессиональный рост, что психолог отоваривается за деньги в тех же магазинах. Того, что любой труд должен быть вознагражден, или что люди, как правило, обесценивают то, что получают даром.

Всё это второстепенно. А основное – это то, что оплата – неотъемлемая и очень важная часть терапевтических отношений. Например, в психоаналитическом подходе цена консультации – это не универсальная «такса» специалиста, которую он предлагает всем клиентам без исключения. Размер оплаты обсуждается в ходе первичной встречи, стоимость которой, как раз и может быть фиксированной, но дальше – это уже что-то, что будет касаться отношений конкретной пары: аналитик – анализант (клиент).

Стоимость консультации устанавливается индивидуально. Она будет завесить от многих факторов: частоты встреч (как правило, в психоанализе, при увеличении частоты встреч — обсуждается снижение стоимости одной консультации), финансовых возможностей клиента, его фантазий относительно «тяжести» своего случая, ценности терапии, признания потребности в Другом и проч. Но это всегда что-то интерсубъективное; и это нечто разворачивается в конкретных терапевтических отношениях.

Деньги в терапии – это не столько вознаграждение, сколько – репарация. Клиенты приходят в терапию, чтобы признать в себе и научиться выражать негативные и даже опасные (в их представлении) чувства. И оплата в восприятии клиента – это то, что позволит ему возместить ущерб, «восстановить», репарировать разрушенную в его фантазиях фигуру психолога, если последние 50 минут клиент только и делал, что размещал в аналитике, скажем, свою агрессию – явно или бессознательно.

Таким образом, оплата – это единственный доступный клиенту в терапевтических отношениях способ «восстановить ущерб», нанесенный своими вербальными или бессознательными психическими вложениями: проекциями, отыгрываниями, обесцениванием, проч. Единственный «инструмент», благодаря которому эти опасные содержания психики клиента в принципе могут начать проявляться. То есть, бесплатная терапия просто не начнется.

На определенном этапе терапевтического процесса, когда фигура аналитика в восприятии клиента становится достаточно надежной и безопасной, клиент начинает позволять себе больше – больше ненависти, агрессии, садистических импульсов в отношении первичного объекта, который спроецирован в фигуру психолога. И случается, что в такой период терапии клиент сам предлагает увеличить оплату – даже не до конца понимая, почему у него возникла такая потребность. Именно потому, что иначе он не сможет позволить себе отреагировать разрушительные в его представлении эмоции, ведь прежняя цена кажется ему теперь недостаточной, несправедливой, «нерепаративной».

Поэтому стоимость консультации не должна быть ни запредельно высокой, ни «чисто символической».

И в каждом случае вопросы, связанные с оплатой пси-помощи – это пространство, где разворачиваются бессознательные фантазии, иногда – самого психолога, но это уже вопрос к его личной терапии, к ее недостаточности.

Заоблачная цена за консультацию и обещание за одну встречу решить проблемы клиента, которые формировались годами – для меня — это про всемогущественную позицию, про всеведение, про фантазию такого специалиста о том, что за один час можно всецело разобраться в сложной человеческой субъектности, и, к тому же – выдать готовое решение проблемы, пусть даже и одной. «Разложить» человека за 50 минут и выдать ему «экспертное заключение» о его «поломке»? Это может быть о чем угодно: о магическом всеведении, об эзотерическом всемогуществе, о нарциссизме, но только не о психотерапии.

Также, по моему мнению, глубинная терапия невозможна в рамках социального приема и бесплатной помощи. Кризисная, ситуативная помощь, помощь в острых состояниях – это крайне важные направления психологической помощи. Но глубинная проработка, психоанализ и социальный прием — несовместимы. Даже если опустить финансовые затруднения клиентов социальных кабинетов, из-за которых они не могут поддерживать регулярность сеттинга, речь в большей степени про глубину, про степень эмоционального погружения Другого в свою непереносимую боль. И если психотические тенденции не превалируют в личности, то, как правило, клиент чувствует, что по «социальной цене» не может позволить себе проявлять разрушительные импульсы, и терапия превращается в ситуационное пси-консультирование

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен