Неудача — это не всегда ошибка, это может быть просто лучшее, что можно сделать в данных обстоятельствах. Настоящая ошибка — перестать пытаться.
Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990), американский психолог и писатель.
Начнем с нереалистичных ожиданий. Есть некоторые мечты о том, что вот когда я совсем перестану бояться себя выражать, выступать, презентовать, тогда уж и начну действовать.
Но страх перед новым опытом жизни совершенно естественный. Другое дело, что желание действовать все же должно преобладать перед этой тревогой. А то получается, что жду я, жду, когда стану совсем уверенным и спокойным, и работаю над этим, а это состояние все не наступает. Кажется, желаемое будет в будущем, а сейчас я ничего не делаю.
Но будем реалистами, совсем не боятся не получится, и не будем от себя требовать неисполнимого.
Второе, что хорошо бы осознавать и отличать: это реальный страх или тот, который я моделирую, бессознательно или сознательно помня о негативном опыте. Был буллинг в школе, высмеяли одноклассники или осудила учительница, а может быть родители транслировали, что я глупый, ничего умного сказать не могу.
И конечно, ребенок, не имея критического мышления в отношении своих родителей до определённого возраста, начинает думать о себе только в таком ключе. И даже став взрослым и получив дипломы, сознательно вроде бы понимает, а не такой уж я и глупый, а даже очень сообразительный и умный, но маленький внутренний ребёнок все время сомневается в этом.
Один из частых страхов — это страх ошибки. Когда я очень боюсь ошибиться. За этим может стоять и вина, и стыд, и страх осуждения и т.д. Многие от себя требуют очень и очень многого, а если не получается, начинают сами себя успешно критиковать.
Представим ребенка, который учится ездить на самокате. Раз попробовал — не получилось, еще раз — опять как-то не уверенно, и он отставляет самокат и говорит, ну мне это не дано, не буду кататься)).
Неправда ли, «улыбнуло»? Потому что нет таких детей. Ребенок не требует от себя многого, он пробует снова и снова, и радуется, когда сначала получается немного, и потом, когда уверенно катится по дорожке.
А мы поступаем почему-то так и требуем от себя, едва вступив в новую область, уверенно и безошибочно действовать и сразу быть профессионалом.
Еще одна идея об этом страхе на сегодня. Всё-таки, страх — это базовая, очень древняя и сильная эмоция, которая нам дана, чтобы физически действовать, а не размышлять, переживать об этом страхе.
Это импульс, который побуждает при опасности, как можно быстрее убегать. И поэтому так важно в терапии интегрировать этот страх через физические действия, которые позволят телу снять это напряжение, обычно накопившееся в огромном количестве за долгое время.
А с этим напряжением уходит и постоянная фоновая тревога. Человек возвращается в свое природное спокойное и свободное состояние. Из которого он может легко проявляться, коммуницировать и не бояться внешних суждений.
В ходе терапии появляется доступ к своим ресурсам, ощущению самоценности, чувству собственного достоинства. И тогда становится не так важно, а что подумают обо мне другие. А они будут думать разное: кто-то хорошее, кто-то плохое, и это будет, в первую очередь, говорить о них, а не обо мне).
Всем радости и уверенности!