В последнее время всё чаще задаюсь вопросом, что такое доброта. Когда у меня спрашивают «ты добрая?», не могу ответить однозначно. И не потому что у меня какой-то кризис (идентичности, например), дело не в этом. Как определить доброту даже в самом себе, если под неё маскируются столько пороков и слабостей? Попробуем разобраться.
Вот смотришь иногда на человека и думаешь, какой добрый, всем готов помочь, для всех расстараться: и родных тянет, и друзей выручает, и с работы последний уходит. А приглядишься, да он же просто не умеет говорить «нет», элементарно не обладает навыком отказа. Непутёвые руководители даже считают такого человека ценным сотрудником. Но удобный и безотказный человек не равно ценный, полезный – безусловно (хорошая тряпка нравится каждой хозяйке), но не ценный. Нет доброты в том, что делается вопреки своей воли.
А какой родитель считается самым добрым? Правильно, который всё разрешает! А самая добрая учительница? Та, что ставит всем «пятёрки» просто так, по доброте душевной, и никогда не делает замечаний. «И почему все такими быть не могут? – удивляются дети, — Что другим жалко что ли?». Им, другим, не жалко, им просто не всё равно, что в вас, детей, вкладывать (в живот, в голову, в душу). Равнодушие умело маскируется под доброту, и чтобы не быть обманутым, нужно учиться отличать его. Достаточно понять мотив, из которого эта доброта творится. Она, настоящая, исходит из желания помочь, а не из собственного удобства или нежелания думать и шевелиться.
Бывает, что за доброту принимают проявления типичного «спасателя», когда человек хочет причинить добро, собирая плюсики в свою карму, как в том анекдоте про старушку, которую пионеры переводили через дорогу, а она сопротивлялась. А ведь так добра не сделаешь. Благими намерениями.. ну, вы знаете.
«Сколь многие люди думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы.» Их ещё называют сердобольными, это когда сердце болит за другого, оно живёт рядом с состраданием, сочувствием, жалостью, с чувствами, в общем, а не поступками. Сколько сил и времени можно так потрать, а толку-то…
Так как же определить истинную доброту? Кого считать добрым? Я перечитала множество высказываний о доброте людей, творивших историю в разных веках. Суждения их друг с другом спорны и противоречивы, согласно опытному пути их авторов. Например, Фридрих Ницше писал: «Добрые – не могут созидать: они всегда начало конца.», Стивен Кинг: «Добро никогда не остаётся безнаказанным.», Макс Фрай: «Ничто так не выматывает, как добрые дела», Вильям Шекспир: «Чтоб добрым быть, я должен быть жесток!», Евгений Леонов: «Вы злые, потому что слабые. Добрым быть всегда сложнее.», Лев Толстой: «Мы не столько любим людей за то добро, которое она сделали нам, сколько за то бодро, которое сделали им мы.», Оскар Уальд: «Добро можно сделать только с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем.», Мария Эбнер-Эшенбах: «Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты», Николай Карамзин: «Любите добро! А что есть добро – просите у совести.», Сократ: «Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.», армянская пословица: «Делай добро и бросай его в воду. Оно не пропадёт, добром к тебе вернётся.».
Мнений много, но кое-какое среднее арифметическое вывести можно:
— доброты не может быть без любви (к людям, например);
— доброе дело совершается только лишь из желания его совершить, без ожиданий благодарности и почетных грамот;
— доброта не ждёт помощи, она сама и есть помощь – в словах, в решениях, в поступках;
— добрый человек добр ко всем, даже злое он обезоруживает добротой;
— быть добрым – это выбор, осознанный и непростой;
— «добро должно быть с кулаками», чтобы добро оставалось добром и не нанесло вреда его творцу, нужно уметь защищать себя и отстаивать добро в мире;
— нельзя считать корыстью удовольствие от сделанного добра, радоваться не зазорно, одно дело требовать благодарности и совсем другое её заслуженно получать;
— доброта безгранична.
Ну, как? Есть среди нас добрые люди?