Вот как описывает Майя Бессараб в своей книге о всемирно известном физике Л. Д. Ландау сеанс «гипноза». Дело было после трагической автомобильной катастрофы. Неимоверными усилиями врачей-реаниматологов удалось вырвать великого ученого из цепких лап смерти. Но к прежней интеллектуально-творческой и телесной форме он не вернулся. Была надежда на гипнолога.
14 марта 1966 года к Ландау приехал известный невропатолог и психиатр, лечащий гипнозом. Дау (так близкие ласково называли Ландау) приветливо поздоровался с врачом. Но по настороженному взгляду врач заметил, что пациент ему не верит. Врач привез с собою двух молодых людей.
-Спать! Спать! Спать! -повторял врач. Молодые люди моментально уснули. Дау вытянул шею и удивленно взглянул на спящих. Врач переключился на Ландау. Он пристально смотрел в зрачки пациента, сосредоточив во взгляде всю свою волю: — Спать! Спать!! Пациент смотрел на него насмешливо и недовольно. По лбу и щекам врача струился пот. Всё напрасно. Дау хмурился и нетерпеливо поглядывал на часы.
-Ну как? спросила Кора (жена Ландау) после ухода врача.
-Балаган, усмехнулся Дау и махнул рукой. — Он еще двух гусей привел, которые тут спали.
Так трагикомически закончился этот так называемый сеанс гипноза. А ведь это был не рядовой врач-гипнотизер. Автор очерка о Ландау не называет имени этого врача. Я догадываюсь, о ком идет речь. На демонстрации метода лечения алкоголизма он кричал «Водка! Водка!- вызывая рвоту у пациентов. Такому командно- навязываемому внушению обучали студентов. По тому же методу «работал» и Кашпировский.
Будучи на четвертом курсе, я курировал одну больную. Дело было зимою. Завел больную в пустовавший электрокардиографический кабинет, предусмотрительно закутав ее в одеяло, произнес соответствующие слова внушения, что ей дается сон-отдых, ушел на лекцию, закрыв кабинет на ключ. Чтобы никто ее не потревожил. Через полчаса в лекционный зал ворвалась санитарка с возгласом: «Кто тут гипнотизер? Ваша больная стучит в дверь… Когда я возвратился в кабинет, больная мне заявила: «Извините, доктор, я не спала, замерзла, терпела, потом не выдержала». Я получил кличку «гипнотизер». И даже потом по окончании института, будучи психиатром, долго искал свой метод эффективного способа внушения.
«От первого обмена оружием между врачом и невропатом, — писал известный психотерапевт Дежерин, зависит весь исход сражения. Если из первых разговоров не рождается взаимная симпатия, то бесполезно идти дальше».
Другой известный врач прошлой эпохи, предъявляя высокие требования к коллегам, говорил следующее: «Если после беседы с врачом, больному не стало легче, то это был не врач«. Я слышал и другую шуточную перефразировку этого изречения: «Если после беседы с врачом, больному не стало легче, то это был …не больной«.
Шутки шутками, но врачам, особенно частнопрактикующим, не до смеху. Пациенты голосуют ногами. Больше не приходят.
С годами приходит опыт. При творческом подходе.
Вспоминается такой случай. Однажды пришла ко мне больная. У нее после операции по поводу гнойного аппендицита остались боли в области живота. Физиотерапевт, предполагая, что у нее имеются рубцовые изменения в брюшине, «спайки», назначил физиопроцедуры, направленные на рассасывание этих спаек. Но боли остались. Из-за упорных болей в брюшной полости вот уже в течение полугода она не работает. Обращалась ко многим специалистам. И в конце концов обратилась в кабинет психотерапии. Полагая, что причиной боли являются спайки в брюшине, я заявил, что ничем не могу ей помочь, посоветовав продолжать принимать рассасывающие рубцы средств.
Больная стояла на своем. Не навязчиво, но с большой силой убежденности, веры, доверия она мне заявила: «Вы можете…. Вы всё можете!…»
Зараженный или, вернее, заряженный ее верой и доверием, я решил попробовать. Осторожно приложив ладони к поверхности ее живота, я словами и пассами вызывал ощущение тепла, внушал исчезновение болей. Боли исчезли. Больная поправилась душевно и телесно. Возвратилась к трудовой деятельности.
Были у нее настоящие спайки или нет, утверждать не берусь. Под рентгеном спаек не видно. Но факт остается фактом. Пациентка исцелилась. Я же шаг за шагом осознавал свои лечебные возможности.
Недаром говорят, век живи, и век учись.?