Дойти до психолога — полдела.
А как от него не уйти до получения результата?
Об этом мало кто рассказывает, а это важно.
Открою тайну: работа с психологом — это действительно работа.
1.Непривычное поведение
Вооружимся Иннокентием и начнём с простой математики.
В неделе 168 часов.
Каждый из этих 168 Иннокентий как-то проживает — спит, ест, играет в комп, читает книжки, работает, общается с женой… Любой час чем-то занят.
И пока Иннокентий проводит 168 часов так же как и раньше, он и результат будет получать такой же как и раньше. Ничего не поменяется.
Иннокентий решил завести друзей/сменить работу/избавиться от чувства никчёмности. Пошёл к психологу.
Что мы видим?
Теперь Иннокентий проводит у психолога 1 час, а все оставшиеся 167 делает то же, что и раньше.
Что изменится? Ничего.
Чтобы исчезло ощущение никчёмности или нашлась работа, Иннокентию нужно как-то менять повседневную жизнь — выполнять терапевтические домашние задания, совершать новые действия, обдумывать, пробовать по-новому реагировать.
То есть использовать оставшиеся 167 часов. Просто посидеть на сессии — недостаточно.
И это — первое препятствие к продолжению терапии.
Потому что выполнять новые действия — трудно, а вернуться к старым — легко.
Из-за этого выполнять новые действия получается не всегда.
А когда не получается, велик соблазн всё бросить и оставить “как было”.
Что делать?
- Принять для себя (хотя бы гипотетически), что новые целенаправленные действия — единственное, что поможет улучшить жизнь. И чем сложнее их выполнять, тем больше изменений за ними последует.
- Разрешить себе приходить на встречу с психологом даже если “домашка не сделана”. Это в любом случае будет полезно.
- Обсуждать это с психологом — разбирать успехи и сложности.
2.Сложные эмоции
Что делает переход к новым действиям таким трудоёмким?
Неприятные переживания.
Когда Иннокентий собирается выбрать новую профессию, у него появляются мысли “Всё такое сложное. Я сейчас выберу специальность, а потом не смогу на неё отучиться — в очередной раз пойму, какой я ленивый и тупой” → в ответ на мысли возникают стыд, вина и тревога (те самые сложные/неприятные переживания) → чтобы их не испытывать, мозг предлагает Иннокентию: “Да ну его! Пошли лучше покушаем. А завтра — на старую работу. Может, премию квартальную дадут”.
Или на сессии психолог спрашивает: “Что вы чувствуете по этому поводу?”.
А Иннокентий не хочет чувствовать свои стыд и вину. Он предпочитает их избегать.
Тогда появляется мысль: “Не приду на следующую встречу. Мне тут не нравится” или “Да что он докопался?! Мне никак не поможет чувствование своих эмоций!”.
Избегать неприятных переживаний — естественно. Именно поэтому они ещё называются сложными. Потому что сложные для проживания. Нам не нравится, мы не хотим их чувствовать.
А в психотерапии львиная доля работы строится на контакте с переживаниями — в том числе и со сложными.
Чтобы что-то с ними сделать, нужно сначала их заметить. А во многих случаях — не просто заметить, а ещё и прожить, побыть внутри.
Конечно Иннокентию такого не хочется.
Но:
1.Новые действия почти всегда будут вызывать неприятные переживания — так устроен мозг. Скука на лекции по профориентации, тревога из-за “у меня не получится” и т.д.
2.Без новых действий не появится новой жизни. Без сковородки чалма не работает (с)
Что делать?
Рецепт похож на предыдущий:
- Принять для себя (хотя бы гипотетически), что контакт с неприятными эмоциями — непременное условие улучшений. И чем сложнее с ними контактировать, тем больше будет прогресс.
- Приходить на встречу с психологом даже если “буду испытывать неприятные эмоции”.
- Обсуждать это с психологом. Проговаривание и обсуждение переживаний — часть терапевтического процесса, и она значительно улучшает контакт “психолог-клиент”. Также, рассказывая психологу о своих чувствах, вы даёте ему обратную связь: возможно, вам что-то сильно не ок в терапии, и если вы скажете, психолог об этом узнает и вы вместе сможете найти решение.
3.Мысли
Часто в процессе терапии у клиента возникают мысли из разряда “мне это не поможет”.
Такие мысли могут появляться периодически — то затихая, то вскипая с новой силой.
Это совершенно нормально. Психика пытается сохранить старый уклад — делать как раньше, даже если результат действий не устраивает. Потому что “как раньше” означает “не прилагать дополнительных усилий для изменения” — энергосбережение, проще говоря.
Например, Иннокентий совершенно искренне может думать:
“Это другие работу как перчатки меняют. А меня на новое место не возьмут. Что толку писать резюме?”
или
“Ой, этот дневник мыслей и чувств такой муторный! Зачем его заполнять? Ежедневная писанина точно самооценку не поднимет. Я же знаю, что я — дно”.
Психика старается сохранить энергию. Привычные действия намного энерго-экономичней. Поэтому — мысли “мне не поможет, нечего и стараться”.
А если нечего и стараться, то зачем идти на следующий сеанс к психологу?
Что делать?
И снова рецепт похож на предыдущие:
- Принять для себя, что мысли “мне не поможет” — часть процесса изменений. И вопрос только в том, будете вы воспринимать их как часть процесса или как непреодолимое препятствие, которое “всё, конец, стараться больше не буду”.
- Разрешить себе приходить на встречу с психологом даже если “мне не поможет”.
- Обсуждать это с психологом — так можно открыть для себя много нового.
Исключения
Бывают случаи, когда работа с данным конкретным психологом или в данном конкретном подходе действительно может быть бесполезной или даже вредной.
Например, “стоять на гвоздях с намерением стать счастливым” — явно вредная рекомендация для человека в депрессии.
Но это я понимаю, потому что давно работаю с депрессиями. А клиент вполне может и не знать — вдруг гвозди действительно помогают?
Или домогательства с предложением “скинуть нюдс” от психолога — точно огромный красный флаг. И тут такие чувства клиента как недоумение, тревога и стыд — не просто “сложные эмоции, с которыми надо вступить в контакт и идти дальше”, а маркер “Беги, роняя тапки”.
Также вполне может быть, что вам просто постоянно некомфортно именно с этим психологом. Ну вот не складывается у вас контакт, говорите на разных языках. Такое бывает. Вполне ок завершить терапию с этим специалистом и найти другого.
Исключений может быть много, каждый случай индивидуален. В одной статье — и даже в одной толстенной книге — все не распишешь.
Поэтому просто задавайтесь вопросом:
“Тут действительно что-то не так или это психика пытается сохранить старый уклад?”.
В большинстве случаев оказывается верным второй вариант.