<<< Все статьи психологов
Осколкова Антонина Автор: Осколкова Антонина
14 апреля 2022 г.
2360

Контекст

контекст
Контекст
Однако контекст – штука многофункциональная, и мы, психологи, тоже этим понятием оперируем

Многие слышали это слово, кто-то даже его использует.

Обычно о контексте говорят, когда вспоминают рекламу.

Однако контекст – штука многофункциональная, и мы, психологи, тоже этим понятием оперируем.

Объясню на примере моего любимого Иннокентия [Иннокентия я придумала где-то с год назад как раз для примеров].

Итак:

Ситуация  1:

Иннокентий спокойно идёт вечером по своему родному Дальнеозёрску, думает о птичках, и вдруг слышит за спиной: «Э, слышь ты, э, стой!».

Иннокентий оборачивается и видит двух пьяных хулиганов. Иннокентий понимает, что сейчас ему будут бить лицо, пугается и убегает.

Ситуация 2:

Тот же Иннокентий сидит в кафе с друзьями, и кто-то из друзей рассказывает анекдот про хулиганов, в котором звучит: «Э, слышь ты, э, стой!». Иннокентий смеётся и продолжает пить свой чай.

В обеих ситуациях присутствует один и тот же стимул – фраза «Э, слышь ты, э, стой!», которая даже произносится с одной и той же интонацией. Однако реакции Иннокентия различны. Почему?

А потому что помимо основного стимула есть и другие обстоятельства – обстановка [людное кафе или подворотня], личность говорящего [друг или хулиган], предполагаемое назначение фразы [прелюдия к драке или анекдот] и пр.

Вот эти дополнительные обстоятельства и есть тот самый контекст.

И реакция Иннокентия строится исходя из контекста.

Т.е. мозг Иннокентия воспринимает стимулы, анализирует их и решает, надо ему сейчас пугаться или нет. Причём всё это происходит автоматически – Иннокентий даже не осознаёт, что только что принял решение не бояться.

Вообще наша психика нужна именно для того, чтобы мы могли реагировать на происходящие события, учитывая контекст. Змею под ногами пугаемся, змею в мультике – нет.

Чтобы это реализовать, природа дала нам способность учиться.

10 соплеменников погибли от укуса змеи, значит, змея страшная. Нарисованная змея никого не кусает – нарисованная змея нестрашная.

Однако эта способность к научению иногда играет с нами злую шутку.

Например, в случае с психотравмой или дисфункциональными убеждениями.

Если однажды после фразы «Э, слышь, стой!» на глазах Иннокентия избили человека, а сам Иннокентий испытал при этом очень сильные эмоции, в дальнейшем он может реагировать этими эмоциями на подобную фразу в любой ситуации, не анализируя контекст, потому что мозг запомнил: «Э, слышь, стой – ОЧЕНЬ опасно», а значит нечего тут раздумывать. Поэтому теперь Иннокентий будет пугаться даже во время рассказывания анекдота.

С дисфункциональными убеждениями та же история.

Если всё детство Иннокентий получал по шапке каждый раз как высказывал своё мнение, мозг запомнит: «Высказывать мнение – опасно», и будет всячески оберегать хозяина, заставляя его молчать, даже когда исходя из контекста мнение высказать можно и нужно. Иннокентий может потерять работу из-за «безынициативности», но всё равно продолжит молчать. Опасно и всё тут.

А теперь хорошие новости:

Если ваш мозг смог чему-то научиться, он сможет и переучиться.

МОЖНО заново начать обращать внимание на контекст.

Этим и занимается психотерапия.

Сохранить в соц. сети

Обсуждение на сайте
   


Вы должны войти или зарегистрироваться, чтобы комментировать статьи
Обсуждение в соц. сетях
Мнение пользователей социальных сетей Вконтакте и Дзен
Другие статьи автора